Авторская колонка Алексея Филиппова: Страсти по «Довлатову» - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Авторская колонка Алексея Филиппова: Страсти по «Довлатову» - «Рецензии»

06.03.18, 15:12



6 марта 2018Фильм Алексея Германа-младшего и эпоха компромисса
Простите, последний раз про «Довлатова», который, как и ожидалось, в прокате не кончился. На днях послушал рассказ киноведа Александра Шпагина
Авторская колонка Алексея Филиппова: Страсти по «Довлатову» - «Рецензии»
про феномен «Покровских ворот» (слушать тут, второй трек), и там он говорил о том, что все ждали бережное, умное и тонкое ретро-кино, а получили фарс, в котором отражается фарс советской жизни как 50-х, так и современной. Кино временно положили на полку, а потом распробовали, но все равно, скорее, как комедию, чем как абсурд жизни. То есть Михаил Козаков
, ранее поставивший по пьесе Зорина как раз что одноименный ретро-спектакль, вдруг решил сработать немного против шерсти - и оказался не ко двору.

В искусстве мы вообще любим тех, кто опередил, опоздал, проспал, не смог выразить, хотя много думал. В этом, возможно, есть отечественная (или исключительно моя) фишка восприятия культуры. Так вот х/ф «Довлатов» как раз возвышенное и тонкое ретро-кино и есть, в нем упакованы исключительно какие-то штампы про 70-е (Шпагин вот называет Германа-старшего
пост-ретро, эдаким гиперреализмом). Есть ощущение, что это мастерски сделанное общее место, с кучей внутренних противоречий: например, «наблюдатель Довлатов» в исполнении свежего лица Милана Марича
начисто перекрывает всех наших звезд, которых надергали, кажется, для бюджета и сборов.
И тут мы обращаемся к разгоревшейся дискуссии про маркетинговую стратегию «четыре дня проката». Кино - это, конечно, про зарабатывание денег. Это хором говорят люди, восхищенные (и не очень) фильмом, чей заглавный герой мучился душой, так как просто зарабатывать деньги ему не позволял какой-то высокохудожественный стержень. И кино это как раз высокохудожественное до зубного скрежета, оно обращается к людям «высокой культуры» через головы тех, кто, простите, пониже. И забавно читать в фейсбуке самовосхваления людей, которые это кристально ясное кино поняли, а рядом быдло пило пиво и думало, что фильм с Козловским. Меня определенно смущает, что вместе со взглядом в 70-е и скучной параллелью с сегодняшним днем (что делают в театре уже несколько лет, камон), возвращается маркетинговая логика дефицита как признака культурной ценности, деление на высокое и низкое, а следствием оказывается бытовой интеллектуальный фашизмик.
Можно подумать, что это все пляски вокруг фильма, а не его содержания, но это как раз про содержание. Там не случайно Ходченкова
говорит сакральное «Роль без слов, но у великого режиссера» (sic! ведь на такой фильм про Довлатова должны были скинуться разными ресурсами всем интеллигентным русским миром, от Минкульта и Эрнста до Лядовой и лидеров мнений из фейсбука), а диалог про Бродского выглядит так:
- Мне не нравится.
- А мне нравится.
И тут речь не про полярность мнений, а про то, что тот, кому Бродский не нравится, понятное дело, - плебс, совок, лед под ногами майора. «Довлатов» - это «Легенда №17» для «интеллигенции», это продукт для ощущения общности, для плевка не во внешнего врага (немезис русского сознания), а во внутреннего - ханжу, цензора, дурака. И у меня не получается радоваться возвращению этой риторики, хотя казалось бы.

По этому поводу внезапно вспомнилась статья Марии Кувшиновой про Звягинцева, которая почти год назад показалась слишком радикальной. Там была фраза:
«В моем воображении Путин, Мединский и Звягинцев часто сливаются в одного человека — неравнодушного к прекрасному (в собственном понимании), мечтающего говорить со всем миром, неуверенного в себе постсоветского мужчину, который оказался там, где оказался, по случайному стечению обстоятельств и в глубине души хорошо это понимает. Они идут в наборе: Путин и Мединский создают антипространство, а Звягинцев описывает его на хорошо подобранном международном эсперанто».
«Довлатов» делает то же самое, с той лишь разницей, что речь не про эсперанто, а про российский культурный язык, который годами пытались узурпировать «люди из интернета», чиновники с человеческим лицом, поклонники низких жанров и прочие. Это точно такой же повод для единства, повторюсь, как «Движение вверх». Просто для «ДВ» двигают прокат фильмов, а для «Д» создают ощущение дефицита и «заставляют» критиков говорить на языке маркетинговых стратегий: Марича нашли в капусте среди сотен кандидатов, а Елена Окопная больше года подбирала обои для фильма. Простите, конечно, но ну и что?
Каждый фильм - результат более или менее существенной работы, про это нужно помнить и уважать труд людей, каким бы плохим ни казался результат, но в текстах про «Трудно быть Богом» никто не стеснялся выражений и критики за несоответствие роману, мрак, тлен и прочее, хотя там тоже работа колоссальная, даже, понятное дело, нечеловеческая. Но «Довлатов» удобнее, приятнее, он дает, как Кристофер Нолан, ощущение собственной значимости. Я уж не полезу в дебри вопроса, почему сегодня фигура Довлатова вообще удобна всем - и государству, и оппозиции, и черту в ступе, поэтому вся «острота» сравнения, мягко сказать, теряется (это вообще интересное свойство власти присваивать борцов с предыдущим порядком, несмотря на то, что борьба с механизмом власти есть борьба с механизмом власти, неважно, какое у него лицо).
Повторюсь, мне кажется, что это не плохое кино, заслуживающее дискуссии, которая сейчас бурлит (и это хорошо, как и то, что люди на него сходили и пойдут), но есть определенный осадочек. Плюс все-таки странно до конца упиваться фильмом про невозможность компромисса, в котором эти компромиссы все-таки бросаются в глаза. В конце концов, фильм начинается с фирменного германовского закадрового голоса, а заканчивается унылыми титрами в духе обычных байопиков и Первого канала, на очень дорогой сериал которого «Довлатов» отчасти и смахивает. Милое ретро, которое не вступает в конфликт ни с чем. Как сказал про сегодняшнего триумфатора «Оскара» Станислав Зельвенский: «побеждает не тот фильм, который больше всего нравится, а который меньше всего не нравится». И это, конечно, очень многое говорит про индустрию и культуру в целом, а не только про пресловутый фильм «Довлатов», который вдруг обнаруживает, что одним можно, а другим нельзя.
Алексей Филиппов
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

6 марта 2018Фильм Алексея Германа-младшего и эпоха компромисса Простите, последний раз про «Довлатова», который, как и ожидалось, в прокате не кончился. На днях послушал рассказ киноведа Александра Шпагина про феномен «Покровских ворот» (слушать тут, второй трек), и там он говорил о том, что все ждали бережное, умное и тонкое ретро-кино, а получили фарс, в котором отражается фарс советской жизни как 50-х, так и современной. Кино временно положили на полку, а потом распробовали, но все равно, скорее, как комедию, чем как абсурд жизни. То есть Михаил Козаков , ранее поставивший по пьесе Зорина как раз что одноименный ретро-спектакль, вдруг решил сработать немного против шерсти - и оказался не ко двору. В искусстве мы вообще любим тех, кто опередил, опоздал, проспал, не смог выразить, хотя много думал. В этом, возможно, есть отечественная (или исключительно моя) фишка восприятия культуры. Так вот х/ф «Довлатов» как раз возвышенное и тонкое ретро-кино и есть, в нем упакованы исключительно какие-то штампы про 70-е (Шпагин вот называет Германа-старшего пост-ретро, эдаким гиперреализмом). Есть ощущение, что это мастерски сделанное общее место, с кучей внутренних противоречий: например, «наблюдатель Довлатов» в исполнении свежего лица Милана Марича начисто перекрывает всех наших звезд, которых надергали, кажется, для бюджета и сборов. И тут мы обращаемся к разгоревшейся дискуссии про маркетинговую стратегию «четыре дня проката». Кино - это, конечно, про зарабатывание денег. Это хором говорят люди, восхищенные (и не очень) фильмом, чей заглавный герой мучился душой, так как просто зарабатывать деньги ему не позволял какой-то высокохудожественный стержень. И кино это как раз высокохудожественное до зубного скрежета, оно обращается к людям «высокой культуры» через головы тех, кто, простите, пониже. И забавно читать в фейсбуке самовосхваления людей, которые это кристально ясное кино поняли, а рядом быдло пило пиво и думало, что фильм с Козловским. Меня определенно смущает, что вместе со взглядом в 70-е и скучной параллелью с сегодняшним днем (что делают в театре уже несколько лет, камон), возвращается маркетинговая логика дефицита как признака культурной ценности, деление на высокое и низкое, а следствием оказывается бытовой интеллектуальный фашизмик. Можно подумать, что это все пляски вокруг фильма, а не его содержания, но это как раз про содержание. Там не случайно Ходченкова говорит сакральное «Роль без слов, но у великого режиссера» (sic! ведь на такой фильм про Довлатова должны были скинуться разными ресурсами всем интеллигентным русским миром, от Минкульта и Эрнста до Лядовой и лидеров мнений из фейсбука), а диалог про Бродского выглядит так: - Мне не нравится. - А мне нравится. И тут речь не про полярность мнений, а про то, что тот, кому Бродский не нравится, понятное дело, - плебс, совок, лед под ногами майора. «Довлатов» - это «Легенда №17» для «интеллигенции», это продукт для ощущения общности, для плевка не во внешнего врага (немезис русского сознания), а во внутреннего - ханжу, цензора, дурака. И у меня не получается радоваться возвращению этой риторики, хотя казалось бы. По этому поводу внезапно вспомнилась статья Марии Кувшиновой про Звягинцева, которая почти год назад показалась слишком радикальной. Там была фраза: «В моем воображении Путин, Мединский и Звягинцев часто сливаются в одного человека — неравнодушного к прекрасному (в собственном понимании), мечтающего говорить со всем миром, неуверенного в себе постсоветского мужчину, который оказался там, где оказался, по случайному стечению обстоятельств и в глубине души хорошо это понимает. Они идут в наборе: Путин и Мединский создают антипространство, а Звягинцев описывает его на хорошо подобранном международном эсперанто». «Довлатов» делает то же самое, с той лишь разницей, что речь не про эсперанто, а про российский культурный язык, который годами пытались узурпировать «люди из интернета», чиновники с человеческим лицом, поклонники низких жанров и прочие. Это точно такой же повод для единства, повторюсь, как «Движение вверх». Просто для «ДВ» двигают прокат фильмов, а для «Д» создают ощущение дефицита и «заставляют» критиков говорить на языке маркетинговых стратегий: Марича нашли в капусте среди сотен кандидатов, а Елена Окопная больше года подбирала обои для фильма. Простите, конечно, но ну и что? Каждый фильм - результат более или менее существенной работы, про это нужно помнить и уважать труд людей, каким бы плохим ни казался результат, но в текстах про «Трудно быть Богом» никто не стеснялся выражений и критики за несоответствие роману, мрак, тлен и прочее, хотя там тоже работа колоссальная, даже, понятное дело, нечеловеческая. Но «Довлатов» удобнее, приятнее, он дает, как Кристофер Нолан, ощущение собственной значимости. Я уж не полезу в дебри вопроса, почему сегодня фигура Довлатова вообще удобна всем - и государству, и оппозиции, и черту в ступе, поэтому вся «острота» сравнения, мягко сказать, теряется (это вообще интересное свойство власти присваивать борцов с предыдущим порядком, несмотря на то, что борьба с механизмом власти есть борьба с механизмом власти, неважно, какое у него лицо). Повторюсь, мне кажется, что это не плохое кино, заслуживающее дискуссии, которая сейчас бурлит (и это хорошо, как и то, что люди на него сходили и пойдут), но есть определенный осадочек. Плюс все-таки странно до конца упиваться фильмом про невозможность компромисса, в котором эти компромиссы все-таки бросаются в глаза. В конце концов, фильм начинается с фирменного германовского закадрового голоса, а заканчивается унылыми титрами в духе обычных байопиков и Первого канала, на очень дорогой сериал которого «Довлатов» отчасти и смахивает. Милое ретро, которое не вступает в конфликт ни с чем. Как сказал про сегодняшнего триумфатора «Оскара» Станислав Зельвенский: «побеждает не тот фильм, который больше всего нравится, а который меньше всего не нравится». И это, конечно, очень многое говорит про индустрию и культуру в целом, а не только про пресловутый фильм «Довлатов», который вдруг обнаруживает, что одним можно, а другим нельзя. Алексей Филиппов Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Понравилось:
Автор: Berrington
Комментариев: 0




Награда художника
24.02.18, 21:45
EFM 2018: Netflix приобрел права на показ
26.02.18, 12:39
Новый фильм Алексея Германа-младшего
28.12.17, 13:41
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Элиза Душку - Биография
Элиза Душку: биография Элиза Душку – американская актриса. Девушка снималась в культовом сериале «Баффи – истребительница вампиров»...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика