Первый канал начинает показ сериала «Угрюм-река» по мотивам одноименного романа Вячеслава Шишкова. Режиссером 16-серийного проекта стал Юрий Мороз
. Продюсеры Константин Эрнст
и Денис Евстигнеев
заверяют, что эта версия, в отличие от телефильмаЯрополка Лапшина
, снятого в 1968 году, наиболее полно переносит на экран литературный первоисточник. Тем не менее, как можно судить по первым сериям, она еще и «осовременивает» оригинальный материал – за счет изменения не столько сюжета, сколько общей атмосферы, интонации и акцентов.
фото: Пресс-служба Первого канала/фото Анны Митрохиной То ли в конце 19-го века, то ли в самом начале 20-го, где-то посреди таежных лесов и между бурных сибирских рек, живет в доме на окраине селения рыжая бестия Анфиса (Юлия Пересильд
). Соседи ее побаиваются, и на то есть причины – «фам фаталь», ни дать, ни взять. Отец уважаемого местного семейства, купец Петр Громов (Александр Балуев
) готов ради нее бросить семью, точнее жену Марью (Наталья Суркова
), которая, впрочем, тоже не без греха, так что формальный повод есть. Статный бородатый мужик Громов то и дело валится на колени, клянется Анфисе в любви, осыпает ее драгоценностями. Так, в очередной шкатулке ушлая роковуха обнаруживает спрятанную под двойным дном записку, с помощью которой можно шантажировать всю купеческую семью. А у нее на Громовых большие виды – точнее на их сына Прохора (Александр Горбатов
). Когда-то у них с Анфисой была интрижка, а теперь он возвращается в родные места с завидной невестой Ниной (Софья Эрнст
), дочкой другого не менее уважаемого, чем Громов, купца Куприянова (Роман Мадянов
). Прознав про приезд возлюбленного, Анфиса резко дает старшему Громову от ворот поворот и начинает шантажировать младшего той самой загадочной запиской из шкатулки. И это только одна из многочисленных сюжетных линий «Угрюм-реки» - будет тут и мистика с участием то ли девушки-то ли видения (Евгения Манджиева
), и криминальная история, расследование которой снято чуть ли не в духе американского многосерийника «C.S.I Место преступления», и судебная драма, и комедия – не доживший до премьеры артист Сергей Колтаков
играет проницательного следователя с отменным чувством юмора (вот он, русский «Твин Пикс», наконец-то), и, естественно, бесконечная любовная «санта-барбара». Не одних Громовых покорила Анфиса, есть и другие женатые мужики и их ревнивые супруги.
фото: Пресс-служба Первого канала/фото Анны Митрохиной «Угрюм-река» – произведение густонаселенное, а в новом сериале еще и очень динамичное, точнее суетливое. Ни одной мизансцены в простоте: только начнут герои выяснять отношения, как в дверь избы тут же ломятся другие персонажи. Все бегут, скачут, хлопают ставнями и калитками, стучат по столам кулаками. Так что в плане типажей и авторам, и актерам было, где разгуляться. Помимо основных, названных выше, персонажей, стоит отметить выдающиеся второстепенные партии. От героя Александра Яценко
, приказчика Петра Громова, который в одной из серий выступает с трагикомическим бенефисом и даже пытается самоубиться – ну артист! До карикатурного черкеса Ибрагима (Юрий Миронцев
) – весьма актуального стереотипного бородатого кавказца, в сериале страдающего сперва из-за веры, потом из-за любви, одним словом, из-за проклятых русских. Колоритным вышел поп – отец Ипат в исполнении актера-глыбы Бориса Каморзина
. Он, как и полагается, не дурак не только грехи отпустить, но и выпить. Тема алкоголя, к слову, проходит красной нитью – на не слыхавшей про феминизм Руси женщину, в данном случае и без того стоящую у селян костью в горле Анфису, за любое сумасбродство и свободу нрава обвиняют в нетрезвости ума. «Ты выпила что ли?» - этот вопрос звучит не реже, чем признания в вечной любви. Справедливости ради, надо заметить, что выпивает Анфиса и впрямь частенько…
фото: Пресс-служба Первого канала/фото Анны Митрохиной В выбранном современном стремительном ритме повествования авторы сделали упор на жанровость и на вечные конфликты на почве любви и денег (не слишком актуальную тему классовой борьбы и прочих примет времени написания романа и съемок оригинального сериала замяли) – и, кажется, не прогадали. Местами «Угрюм-река» выглядит смешной, аляповатой, попсовой, но, чем дальше смотришь, тем больше понимаешь, что в этой намеренной несерьезности по отношению к роману и оригинальному фильму – вся прелесть. В конце концов, с точки зрения литературы, «Угрюм-реку» нельзя назвать великим произведением – на застывшую в веках эпичность «Тихого Дона» уж точно не тянет. Потому и дает современным интерпретаторам больше пространства для фантазии. Единственный способ привлечь внимание нынешнего зрителя к столь закономерно устаревшему материалу – хотя бы частично, визуально, стилистически, актерски и режиссерски перевести его на язык сегодняшнего времени. «Угрюм-река» на Первом канале с 9 марта. Наталия Григорьева
Биография Марии Семкиной Детство Марии Семкиной Маша из Ростова-на-Дону. Родители: папа – математик, мама – инженер. Девочка до шестнадцати лет была настолько худенькой, что мальчики на неё абсолютно не обращали внимания, и на школьных вечерах никто не приглашал танцевать. В то время Марии казалось
→ Подробнее:)