«Бондарчук.Battle»: Ставь лайк — если мир, ретвит — если война - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

«Бондарчук.Battle»: Ставь лайк — если мир, ретвит — если война - «Рецензии»

18.10.21, 00:00

В российский прокат выходит документальный фильм «Бондарчук.Battle» — попытка познакомить современную аудиторию с одной из самых больших фигур советского кино. Кирилл Горячок размышляет, почему визуальный эксперимент не справился с, безусловно, непростой задачей.

В 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера Сергея Бондарчука
«Бондарчук.Battle»: Ставь лайк — если мир, ретвит — если война - «Рецензии»
— масштабной и сложной фигуры, значимой в истории как отечественного, так и мирового кино. Традиционный документальный фильм о нем снять не так уж просто: жизнь он прожил насыщенную — прославился при Сталине, получил «Оскар» на закате Оттепели, а окончил жизнь и карьеру в годы Перестройки — в совсем другой стране. Несмотря на всенародную любовь, Бондарчук остается режиссером до конца не понятым, этаким героем из мифов. Он сочетал в себе несочетаемые качества и соединял своими мощными руками целые страны, идеологии, исторические эпохи. Как это уместишь в один документально-биографический фильм?
Подкаст: зачем вообще смотреть документальное кино?
Смотреть онлайн: «Сорокин трип» от создателей фильма про Бондарчука
Федор Бондарчук
решил найти новый, современный язык, который позволил бы молодому поколению приблизиться к пониманию творчества и личности его отца. Эту непростую задачу он доверил режиссеру Илье Белову и сценаристу Антону Желнову, снявшим фильмы о писателях Владимире Сорокине
Сорокин трип») и Иосифе БродскомБродский не поэт») в своеобразной стилистике Youtube-роликов: с клиповым монтажом, спецэффектами и анимацией. Однако их язык оказался совершенно несовместим с Бондарчуком и его эстетикой: «Бондарчук.Battle» не только не приближает к пониманию творчества этого человека, но, наоборот, как будто отдаляет от него современность.

Конечно, в глазах поколений, выросших после развала СССР, Сергей Бондарчук известен прежде всего «Войной и миром» (1965-1967). Подробная и верная духу экранизация одноименного романа Льва Толстого в школьные годы многим служила «кратким пересказом» книги для подготовки к уроку литературы. Кроме того, это был первый отечественный «Оскар» за художественный фильм, а сравнительно недавний британский мини-сериал по мотивам главного русского романа возобновил интерес не только к Толстому, но и к советской постановке.
Смотреть онлайн: «Борис Годунов» — кинолента Бондарчука, которая в фильме почти не упомянута
Подкаст: как полюбить российское кино
Белов и Желнов играют на этом и не спешат рассказать о герое что-то сильно новое. Все внимание они акцентирует на «Войне и мире» — и совсем немножко на его условном сиквеле «Ватерлоо» (1970). Кажется, будто вне Наполеона и исторических реконструкций режиссера не существовало, не было никаких «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Красные колокола» (1982), «Борис Годунов» (1986) и «Тихий дон» (1992/2006).

Структура «Бондарчук.Battle» производит сумбурное впечатление: смысловой связки между сценами из фильмов и фактами почти нет, они скачут один за другим, прерываясь порой пространными комментариями киноведов, специалистов, родных и коллег режиссера. Авторы из кожи вон лезут, чтобы их фильм не казался иллюстрацией страницы в Википедии. Но им страшно не хватает концепции и смыслового стержня. Можно сколько угодно экспериментировать с формой (впрочем, «Бондарчук.Battle» не назовешь формально интересным, несмотря на некоторые более-менее удачные монтажные склейки), но Илье Белову и Антону Желнову решительно нечего сказать о Сергее Бондарчуке. Новый язык, при помощи которого, как надеялись создатели, они наведут мосты между поколениями, должен подразумевать прежде всего новую оценку, интерпретацию. В «Бондарчук.Battle» ничего этого, к сожалению, нет.
Обходительность с сюрпризом: а что получилось в британской экранизации «Войны и мира»?
Но кем же тогда в фильме предстает автор «Войны и мира»? Конечно, личностью неординарной, одержимым своим делом художником. И главное – очень несоветским. Создатели упрямо вписывают Бондарчука в международный контекст, сравнивают его с Кубриком
и Копполой
, изображают его этаким человеком мира. В фильме участвует множество иностранцев (в частности — съемочная группа британского сериала «Война и мир»), и все они, конечно, с пиететом и восхищением говорят о Бондарчуке. Белов и Желнов вообще избегают в фильме сложных и полемических мест в биографии героя. И на вопрос, почему режиссер, обладавший огромным влиянием на родине, так рвался за границу — фильм ответить не способен. И между кем в итоге разворачивался этот самый «Battle» — не понятно.

А ведь трагедия Сергея Бондарчука и заключалась в этом поиске себя на стыке различных культур. Никита Михалков
в фильме справедливо замечает, что режиссер не выжил бы на Западе, не тот темперамент. Но столь же трудно ему было существовать и в советской системе. С этим и связан был его постоянный побег в «историю», в экранизацию. «Я сейчас с вами разговариваю, отвечаю на ваши вопросы, но внутри меня происходит совсем другая работа, я совсем в другом месте», — говорит Бондарчук в одном из поздних интервью. Этот эскапизм, неудовлетворенность собой и окружающим миром, постоянно вынуждали режиссера искать подлинный героизм и нравственность в кино. И страшно жаль, что «Бондарчук.Battle» избегает разговора о таких вещах, о подлинном Бондарчуке, но уходит в дебри мифов, рисует его «Великим мастером», разговор о котором как будто давно окончен. Но на самом деле он еще не начинался.
«Бондарчук.Battle» в прокате с 30 сентября.
Кирилл Горячок

В российский прокат выходит документальный фильм «Бондарчук.Battle» — попытка познакомить современную аудиторию с одной из самых больших фигур советского кино. Кирилл Горячок размышляет, почему визуальный эксперимент не справился с, безусловно, непростой задачей. В 2020 году исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера Сергея Бондарчука — масштабной и сложной фигуры, значимой в истории как отечественного, так и мирового кино. Традиционный документальный фильм о нем снять не так уж просто: жизнь он прожил насыщенную — прославился при Сталине, получил «Оскар» на закате Оттепели, а окончил жизнь и карьеру в годы Перестройки — в совсем другой стране. Несмотря на всенародную любовь, Бондарчук остается режиссером до конца не понятым, этаким героем из мифов. Он сочетал в себе несочетаемые качества и соединял своими мощными руками целые страны, идеологии, исторические эпохи. Как это уместишь в один документально-биографический фильм? Подкаст: зачем вообще смотреть документальное кино? Смотреть онлайн: «Сорокин трип» от создателей фильма про Бондарчука Федор Бондарчук решил найти новый, современный язык, который позволил бы молодому поколению приблизиться к пониманию творчества и личности его отца. Эту непростую задачу он доверил режиссеру Илье Белову и сценаристу Антону Желнову, снявшим фильмы о писателях Владимире Сорокине («Сорокин трип») и Иосифе Бродском («Бродский не поэт») в своеобразной стилистике Youtube-роликов: с клиповым монтажом, спецэффектами и анимацией. Однако их язык оказался совершенно несовместим с Бондарчуком и его эстетикой: «Бондарчук.Battle» не только не приближает к пониманию творчества этого человека, но, наоборот, как будто отдаляет от него современность. Конечно, в глазах поколений, выросших после развала СССР, Сергей Бондарчук известен прежде всего «Войной и миром» (1965-1967). Подробная и верная духу экранизация одноименного романа Льва Толстого в школьные годы многим служила «кратким пересказом» книги для подготовки к уроку литературы. Кроме того, это был первый отечественный «Оскар» за художественный фильм, а сравнительно недавний британский мини-сериал по мотивам главного русского романа возобновил интерес не только к Толстому, но и к советской постановке. Смотреть онлайн: «Борис Годунов» — кинолента Бондарчука, которая в фильме почти не упомянута Подкаст: как полюбить российское кино Белов и Желнов играют на этом и не спешат рассказать о герое что-то сильно новое. Все внимание они акцентирует на «Войне и мире» — и совсем немножко на его условном сиквеле «Ватерлоо» (1970). Кажется, будто вне Наполеона и исторических реконструкций режиссера не существовало, не было никаких «Они сражались за Родину» (1975), «Степь» (1977), «Красные колокола» (1982), «Борис Годунов» (1986) и «Тихий дон» (1992/2006). Структура «Бондарчук.Battle» производит сумбурное впечатление: смысловой связки между сценами из фильмов и фактами почти нет, они скачут один за другим, прерываясь порой пространными комментариями киноведов, специалистов, родных и коллег режиссера. Авторы из кожи вон лезут, чтобы их фильм не казался иллюстрацией страницы в Википедии. Но им страшно не хватает концепции и смыслового стержня. Можно сколько угодно экспериментировать с формой (впрочем, «Бондарчук.Battle» не назовешь формально интересным, несмотря на некоторые более-менее удачные монтажные склейки), но Илье Белову и Антону Желнову решительно нечего сказать о Сергее Бондарчуке. Новый язык, при помощи которого, как надеялись создатели, они наведут мосты между поколениями, должен подразумевать прежде всего новую оценку, интерпретацию. В «Бондарчук.Battle» ничего этого, к сожалению, нет. Обходительность с сюрпризом: а что получилось в британской экранизации «Войны и мира»? Но кем же тогда в фильме предстает автор «Войны и мира»? Конечно, личностью неординарной, одержимым своим делом художником. И главное – очень несоветским. Создатели упрямо вписывают Бондарчука в международный контекст, сравнивают его с Кубриком и Копполой , изображают его этаким человеком мира. В фильме участвует множество иностранцев (в частности — съемочная группа британского сериала «Война и мир»), и все они, конечно, с пиететом и восхищением говорят о Бондарчуке. Белов и Желнов вообще избегают в фильме сложных и полемических мест в биографии героя. И на вопрос, почему режиссер, обладавший огромным влиянием на родине, так рвался за границу — фильм ответить не способен. И между кем в итоге разворачивался этот самый «Battle» — не понятно. А ведь трагедия Сергея Бондарчука и заключалась в этом поиске себя на стыке различных культур. Никита Михалков в фильме справедливо замечает, что режиссер не выжил бы на Западе, не тот темперамент. Но столь же трудно ему было существовать и в советской системе. С этим и связан был его постоянный побег в «историю», в экранизацию. «Я сейчас с вами разговариваю, отвечаю на ваши вопросы, но внутри меня происходит совсем другая работа, я совсем в другом месте», — говорит Бондарчук в одном из поздних интервью. Этот эскапизм, неудовлетворенность собой и окружающим миром, постоянно вынуждали режиссера искать подлинный героизм и нравственность в кино. И страшно жаль, что «Бондарчук.Battle» избегает разговора о таких вещах, о подлинном Бондарчуке, но уходит в дебри мифов, рисует его «Великим мастером», разговор о котором как будто давно окончен. Но на самом деле он еще не начинался. «Бондарчук.Battle» в прокате с 30 сентября. Кирилл Горячок

Понравилось:
Автор: Lee
Комментариев: 0




Никита Михалков и Андрей Кончаловский
26.09.20, 00:00
Со дня рождения Сергея Бондарчука
26.09.20, 00:01
Инна Макарова рассказала, почему не пришла
04.10.18, 14:01
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle

Надо знать.

Биография Антона Беляева -
Смотреть фото Биография Антона Беляева Детство и семья Антона Беляева 18 сентября 1979 года в Магадане в семье учительницы ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       


Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика