Трудно быть невыросшей: травы и травмы детства в спектакле Няганского ТЮЗа «Калечина-Малечина» - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Трудно быть невыросшей: травы и травмы детства в спектакле Няганского ТЮЗа «Калечина-Малечина» - «Рецензии»

27.01.25, 11:30

В Театре Наций показали спектакли, победившие на XXI Фестивале театров малых городов России. Ранее мы рассказали о лауреате в номинации «Лучший спектакль большой формы». Теперь очередь «Лучшего спектакля малой формы», который дважды прошел на сцене в эти январские дни, но, несмотря на это, бесплатные билеты на него разобрали в первые две минуты после открытия регистрации.

фото: Няганский ТЮЗ
Прославленный в КВН командой «Кефир», город Нягань из Ханты-Мансийского автономного округа теперь стал знаменит еще и благодаря местному Театру Юного Зрителя. В минувшем 2024 году он победил на премии «Золотая маска»: награды за ансамбль удостоился спектакль «Калечина-Малечина». Эта же постановка взяла приз на Фестивале театров малых городов, проводимом по инициативе Евгения Миронова
Трудно быть невыросшей: травы и травмы детства в спектакле Няганского ТЮЗа «Калечина-Малечина» - «Рецензии»
, возглавляющего Театр Наций. «Калечина-Малечина» — вторая работа в Няганском ТЮЗе Сойжин Жамбаловой, поставившей, например, «Лавину» в московском театре «Шалом». В её режиссуре переплетаются мистика и романтика, сказка и драма, а в «Калечине» — жуткой и трогательной сказке о школьнице – все элементы сошлось наилучшим образом.
Основой постановки стал одноименный роман-бестселлер Евгении Некрасовой, обладательницы нескольких литературных премий. Героиня – третьеклассница Катя, которую окружающий мир не балует любовью. Девочка называет себя и всех детей «невыросшими», подчеркивая неполноценность, несостоятельность ребенка в современном обществе. «Катя катится-колошматится» — такую скороговорку сочинила она для того, чтобы лучше перетерпеть болезненные вещи, которые с ней приключаются. От расчесывания волос до травли в школе. У Кати практически нет друзей, если не считать благополучную воображалу Лару, случайно оказавшуюся её соседкой по парте. Она, правда, вскоре переходит на сторону тех, кто над Катей издевается и называет дебилкой. Череда неудач тесно переплетается с мистическими пропажами вещей в доме, и однажды Катя находит причину этих неприятностей — одноглазую Кикимору, похожую на «невыросшую», только с куриными лапками. Та не умеет говорить по-человечески, а лишь нараспев причитает неведомый, понятный только ей заговор про Калечину-Малечину. Возможно, лишь плод Катиного воображения, мифологическое создание появляется в моменты отчаяния, но становится Кате близким существом и помогает ей переступить через кошмары взросления.

фото: Няганский ТЮЗ
Катю играет талантливая актриса Маша Васильева, естественно существующая в образе ребенка (в том числе благодаря природной комплекции подростка). Однако её героиня – не забитая горемыка, а бойкая, активная девочка с огоньками в глазах, отчаянно сопротивляющаяся обстоятельствам. Внутреннюю боль она выплескивает, прыгая через скакалку и проговаривая мысли в произвольном стендапе – тоже в скакалку вместо микрофона. Такая Катя вызывает не жалость, а щемящее желание заключить её в объятья, поддержать, защитить. Подружка Кикимора (Юля Баранова), напротив, молчаливая и неуклюжая, не говорит ни слова, но зато поет и играет на скрипке «Похороны куклы» Чайковского. Под эту музыку Катя ложится на стол, репетируя собственные похороны.
Музыка – один из краеугольных камней постановок Сойжин Жамбаловой: как и в «Лавине», за нее отвечал брат-композитор Дахалэ Жамбалов. Здесь рэп (на стихи постановщицы) оборачивается инструментальным рефреном «Трудно быть невыросшим, бестолковым нытиком», а тот, в свою очередь, переходит в древнерусское пение, звенящее, ясноголосое. Будто заговор Кикиморы вызывает на подмогу Кате другие фольклорные образы: сцену наполняют фигуры в фантастических кокошниках-масках, совершающие некий танец, обряд — быть может, похороны детства. Или самой Кати — как посмотреть. У Некрасовой девочка (временно) превращается в Кикимору и начинает говорить нечленораздельно. В спектакле Нянганского ТЮЗа все немного иначе, он более гуманен и спешит одарить надеждой на счастливый финал.

фото: Няганский ТЮЗ
«Калечина-Малечина» — напоминание о том, что ребенком быть адски сложно, об этом спектакль рассказывает, не только бережно следуя тексту первоисточника. По ходу действия актеры по очереди выходят из образов и обращаются к зрителям, представляясь настоящими именами. Обычно в театре мы видим развоплотившегося актера только на поклонах, а тут, снимая маску, артисты становятся на пару минут самими собой, чтобы рассказать истории, детские воспоминания, пришедшие им в голову во время работы над ролью — разные грустные, травматичные случаи о взаимоотношении с родителями, бабушками, сверстниками и учителями. А затем они снова на глазах превращаются в своих героев — довольно любопытно ощутить магию мгновенной трансформации, к примеру, комичной злой учительницы Вероники Евгеньевны в Настю Исайчик и обратно и по достоинству оценить ее игру, как и весь остальной замечательный актерский ансамбль «Калечины». Зрителям при этом тоже предлагается разбередить свою память, вспомнить детские годы, подумать о счастье собственных домашних невыросших, а заодно на всякий случай проверить, как там поживает внутренний ребенок. Тоже ведь важно, здоров ли он, весел, не намерен ли покликать Калечину погадать о вечере.
Екатерина Визгалова

В Театре Наций показали спектакли, победившие на XXI Фестивале театров малых городов России. Ранее мы рассказали о лауреате в номинации «Лучший спектакль большой формы». Теперь очередь «Лучшего спектакля малой формы», который дважды прошел на сцене в эти январские дни, но, несмотря на это, бесплатные билеты на него разобрали в первые две минуты после открытия регистрации. фото: Няганский ТЮЗ Прославленный в КВН командой «Кефир», город Нягань из Ханты-Мансийского автономного округа теперь стал знаменит еще и благодаря местному Театру Юного Зрителя. В минувшем 2024 году он победил на премии «Золотая маска»: награды за ансамбль удостоился спектакль «Калечина-Малечина». Эта же постановка взяла приз на Фестивале театров малых городов, проводимом по инициативе Евгения Миронова , возглавляющего Театр Наций. «Калечина-Малечина» — вторая работа в Няганском ТЮЗе Сойжин Жамбаловой, поставившей, например, «Лавину» в московском театре «Шалом». В её режиссуре переплетаются мистика и романтика, сказка и драма, а в «Калечине» — жуткой и трогательной сказке о школьнице – все элементы сошлось наилучшим образом. Основой постановки стал одноименный роман-бестселлер Евгении Некрасовой, обладательницы нескольких литературных премий. Героиня – третьеклассница Катя, которую окружающий мир не балует любовью. Девочка называет себя и всех детей «невыросшими», подчеркивая неполноценность, несостоятельность ребенка в современном обществе. «Катя катится-колошматится» — такую скороговорку сочинила она для того, чтобы лучше перетерпеть болезненные вещи, которые с ней приключаются. От расчесывания волос до травли в школе. У Кати практически нет друзей, если не считать благополучную воображалу Лару, случайно оказавшуюся её соседкой по парте. Она, правда, вскоре переходит на сторону тех, кто над Катей издевается и называет дебилкой. Череда неудач тесно переплетается с мистическими пропажами вещей в доме, и однажды Катя находит причину этих неприятностей — одноглазую Кикимору, похожую на «невыросшую», только с куриными лапками. Та не умеет говорить по-человечески, а лишь нараспев причитает неведомый, понятный только ей заговор про Калечину-Малечину. Возможно, лишь плод Катиного воображения, мифологическое создание появляется в моменты отчаяния, но становится Кате близким существом и помогает ей переступить через кошмары взросления. фото: Няганский ТЮЗ Катю играет талантливая актриса Маша Васильева, естественно существующая в образе ребенка (в том числе благодаря природной комплекции подростка). Однако её героиня – не забитая горемыка, а бойкая, активная девочка с огоньками в глазах, отчаянно сопротивляющаяся обстоятельствам. Внутреннюю боль она выплескивает, прыгая через скакалку и проговаривая мысли в произвольном стендапе – тоже в скакалку вместо микрофона. Такая Катя вызывает не жалость, а щемящее желание заключить её в объятья, поддержать, защитить. Подружка Кикимора (Юля Баранова), напротив, молчаливая и неуклюжая, не говорит ни слова, но зато поет и играет на скрипке «Похороны куклы» Чайковского. Под эту музыку Катя ложится на стол, репетируя собственные похороны. Музыка – один из краеугольных камней постановок Сойжин Жамбаловой: как и в «Лавине», за нее отвечал брат-композитор Дахалэ Жамбалов. Здесь рэп (на стихи постановщицы) оборачивается инструментальным рефреном «Трудно быть невыросшим, бестолковым нытиком», а тот, в свою очередь, переходит в древнерусское пение, звенящее, ясноголосое. Будто заговор Кикиморы вызывает на подмогу Кате другие фольклорные образы: сцену наполняют фигуры в фантастических кокошниках-масках, совершающие некий танец, обряд — быть может, похороны детства. Или самой Кати — как посмотреть. У Некрасовой девочка (временно) превращается в Кикимору и начинает говорить нечленораздельно. В спектакле Нянганского ТЮЗа все немного иначе, он более гуманен и спешит одарить надеждой на счастливый финал. фото: Няганский ТЮЗ «Калечина-Малечина» — напоминание о том, что ребенком быть адски сложно, об этом спектакль рассказывает, не только бережно следуя тексту первоисточника. По ходу действия актеры по очереди выходят из образов и обращаются к зрителям, представляясь настоящими именами. Обычно в театре мы видим развоплотившегося актера только на поклонах, а тут, снимая маску, артисты становятся на пару минут самими собой, чтобы рассказать истории, детские воспоминания, пришедшие им в голову во время работы над ролью — разные грустные, травматичные случаи о взаимоотношении с родителями, бабушками, сверстниками и учителями. А затем они снова на глазах превращаются в своих героев — довольно любопытно ощутить магию мгновенной трансформации, к примеру, комичной злой учительницы Вероники Евгеньевны в Настю Исайчик и обратно и по достоинству оценить ее игру, как и весь остальной замечательный актерский ансамбль «Калечины». Зрителям при этом тоже предлагается разбередить свою память, вспомнить детские годы, подумать о счастье собственных домашних невыросших, а заодно на всякий случай проверить, как там поживает внутренний ребенок. Тоже ведь важно, здоров ли он, весел, не намерен ли покликать Калечину погадать о вечере. Екатерина Визгалова
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Арсений
Комментариев: 0



В раю есть дружба народов: Татарский
27.01.25, 11:30
«Бегущий за ветром»: Лучший российский
22.03.23, 11:30
Театр Наций отменил показы спектакля с
28.04.23, 11:30

Надо знать.

Биография Ингрид Олеринской -
Смотреть фото Биография Ингрид Олеринской Не имея театрального образования, богатых родителей или влиятельных покровителей, Ингрид Олеринская благодаря своему таланту сумела подняться на киноолимп. Детство Ингрид Олеринской Ингрид Олеринская родилась 14 марта 1992 года в Рязани. Ее отец работал  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up