Гори, моя звезда: Памяти Александра Митты - «Рецензии» » Всё о Шоу Бизнесе

Гори, моя звезда: Памяти Александра Митты - «Рецензии»

17.07.25, 08:57

Не стало Александра Наумовича Митты
Гори, моя звезда: Памяти Александра Митты - «Рецензии»
, выдающегося кинорежиссера, педагога и теоретика кино. Выпускник знаменитого режиссерского курса Михаила Ромма
во ВГИКе, на котором учились Тарковский
и Шукшин
, Митта в этом ряду устойчиво позиционировался «третьим номером», не претендуя на лавры мирового или общенационального киноклассика. Но что существеннее: Митта противостоял и Тарковскому, и Шукшину в своем понимании кинематографа не столько как формы художественного высказывания с неизбежным мессианским подтекстом, сколько как искусства прикладного, рассчитанного на внимание широкой зрительской аудитории. Когда забота о жанре, зрелищности картинки, занимательности сюжета становится основной обязанностью художника.

Его первые фильмы — «Друг мой, Колька!
» (1961, с Алексеем Салтыковым
), «Без страха и упрека
» (1962), «Звонят, откройте дверь
» (1965), основанные на сценариях подлинно оттепельных авторов (Александр Хмелик
, Семен Лунгин
и Илья Нусинов
, Александр Володин
) — были обращены к подростковой аудитории. И в этой адресной определенности, как это ни парадоксально, Митта не столько сужал свои авторские возможности, сколько расширял их, зондируя мечты и ожидания поколений, рожденных сразу после Победы, или в последние годы жизни Сталина, или уже после его смерти. По этим фильмам можно «изучать» эпоху, а вместе с нею и родословную тех, кто, выйдя из 1960-х, в 1980-е сделал перестройку процессом неизбежным и необратимым.
Потом появилась, наверное, самая проникновенная картина режиссера, можно даже сказать, наиболее личная для него — «Гори, гори, моя звезда
» (1969), на которой Александр Митта впервые творчески соединился с Юлием Дунским
и Валерием Фридом
(а потом именно с ними он сделал свои лучшие картины 1970-х — 1980-х годов: «Сказ про то, как царь Петр арапа женил
» (1976), «Экипаж
» (1979), «Сказка странствий
» (1982)). Но случай этот был особенным еще и потому, что фильм «Гори, гори, моя звезда», посвященный эпохе революционных преобразований в искусстве, новаторских исканий Мейерхольда
и Малевича, веры в светлое будущее, был еще и фильмом об обреченности этих исканий и веры. Закончились 1960-е и пришло новое время. Какое? Что в нем можно было обрести?

фото: Владимир Высоцкий и Александр Митта на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» | «Мосфильм»/kinopoisk.ru
Эпоха брежневского застоя самым парадоксальным образом обернулась для советского кино временем голливудизации. После получения в 1969 году премии «Оскар» за масштабную экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир
» практически каждые три года советские картины удостаивались чести быть включенными в шор-лист премии, а то и завоевывали эту премию. И пусть в этом списке не было фильмов Александра Митты, невероятный зрительский успех картины «Экипаж», который за первый год проката собрал в нашей стране более 70 миллионов зрителей (плюс активные зарубежные продажи), утвердили право и правоту Митты в отстаивании принципов зрелищности и полижанровости, которым в советском кино традиционно отводили скамейку запасных, а то и штрафников. Потом эта линия найдет продолжение в романтической «Сказке странствий» и международном блокбастере про приключения уже другого порядка — реалистически жесткого, «лагерного», а не эфемерно-фантазийного — «Затерянный в Сибири
» (1991), который был создан при бюджете в семь миллионов долларов в сотрудничестве с британскими кинематографистами и премьерно демонстрировался на МКФ в Каннах (а также выдвигался от Великобритании на премию «Оскар»).
Архитектор по первому образованию, Александр Наумович Митта уверенно в эти и последующие годы конструировал свои фильмы, и если успех не всегда сопутствовал им, то только потому что он оставался новатором и экспериментатором в пространстве с другими ценностными установками. Занимательность, зрелищность, полижанровость, повторюсь, никогда не были в приоритете советского кино. Зато новое кино в прямом и переносном смыслах многому научилось и продолжает учиться у Митты. И свидетельство тому не только сделанный в 2013 году Николаем Лебедевым
ремейк фильма «Экипаж
», но и процветающая ныне сериальная эра на стриминговых киноплатформах (пожалуй, это самое живое, что есть в современном российском кино), которая, на мой взгляд, была счастливо и талантливо предсказана все тем же режиссером Миттой в кинопродукции нового века — сериале «Граница. Таежный роман
» (2000), за которую режиссер получил Государственную премию РФ.

Вячеслав Шмыров

Не стало Александра Наумовича Митты , выдающегося кинорежиссера, педагога и теоретика кино. Выпускник знаменитого режиссерского курса Михаила Ромма во ВГИКе, на котором учились Тарковский и Шукшин , Митта в этом ряду устойчиво позиционировался «третьим номером», не претендуя на лавры мирового или общенационального киноклассика. Но что существеннее: Митта противостоял и Тарковскому, и Шукшину в своем понимании кинематографа не столько как формы художественного высказывания с неизбежным мессианским подтекстом, сколько как искусства прикладного, рассчитанного на внимание широкой зрительской аудитории. Когда забота о жанре, зрелищности картинки, занимательности сюжета становится основной обязанностью художника. Его первые фильмы — «Друг мой, Колька! » (1961, с Алексеем Салтыковым ), «Без страха и упрека » (1962), «Звонят, откройте дверь » (1965), основанные на сценариях подлинно оттепельных авторов (Александр Хмелик , Семен Лунгин и Илья Нусинов , Александр Володин ) — были обращены к подростковой аудитории. И в этой адресной определенности, как это ни парадоксально, Митта не столько сужал свои авторские возможности, сколько расширял их, зондируя мечты и ожидания поколений, рожденных сразу после Победы, или в последние годы жизни Сталина, или уже после его смерти. По этим фильмам можно «изучать» эпоху, а вместе с нею и родословную тех, кто, выйдя из 1960-х, в 1980-е сделал перестройку процессом неизбежным и необратимым. Потом появилась, наверное, самая проникновенная картина режиссера, можно даже сказать, наиболее личная для него — «Гори, гори, моя звезда » (1969), на которой Александр Митта впервые творчески соединился с Юлием Дунским и Валерием Фридом (а потом именно с ними он сделал свои лучшие картины 1970-х — 1980-х годов: «Сказ про то, как царь Петр арапа женил » (1976), «Экипаж » (1979), «Сказка странствий » (1982)). Но случай этот был особенным еще и потому, что фильм «Гори, гори, моя звезда», посвященный эпохе революционных преобразований в искусстве, новаторских исканий Мейерхольда и Малевича, веры в светлое будущее, был еще и фильмом об обреченности этих исканий и веры. Закончились 1960-е и пришло новое время. Какое? Что в нем можно было обрести? фото: Владимир Высоцкий и Александр Митта на съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» | «Мосфильм»/kinopoisk.ru Эпоха брежневского застоя самым парадоксальным образом обернулась для советского кино временем голливудизации. После получения в 1969 году премии «Оскар» за масштабную экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир » практически каждые три года советские картины удостаивались чести быть включенными в шор-лист премии, а то и завоевывали эту премию. И пусть в этом списке не было фильмов Александра Митты, невероятный зрительский успех картины «Экипаж», который за первый год проката собрал в нашей стране более 70 миллионов зрителей (плюс активные зарубежные продажи), утвердили право и правоту Митты в отстаивании принципов зрелищности и полижанровости, которым в советском кино традиционно отводили скамейку запасных, а то и штрафников. Потом эта линия найдет продолжение в романтической «Сказке странствий» и международном блокбастере про приключения уже другого порядка — реалистически жесткого, «лагерного», а не эфемерно-фантазийного — «Затерянный в Сибири » (1991), который был создан при бюджете в семь миллионов долларов в сотрудничестве с британскими кинематографистами и премьерно демонстрировался на МКФ в Каннах (а также выдвигался от Великобритании на премию «Оскар»). Архитектор по первому образованию, Александр Наумович Митта уверенно в эти и последующие годы конструировал свои фильмы, и если успех не всегда сопутствовал им, то только потому что он оставался новатором и экспериментатором в пространстве с другими ценностными установками. Занимательность, зрелищность, полижанровость, повторюсь, никогда не были в приоритете советского кино. Зато новое кино в прямом и переносном смыслах многому научилось и продолжает учиться у Митты. И свидетельство тому не только сделанный в 2013 году Николаем Лебедевым ремейк фильма «Экипаж », но и процветающая ныне сериальная эра на стриминговых киноплатформах (пожалуй, это самое живое, что есть в современном российском кино), которая, на мой взгляд, была счастливо и талантливо предсказана все тем же режиссером Миттой в кинопродукции нового века — сериале «Граница. Таежный роман » (2000), за которую режиссер получил Государственную премию РФ. Вячеслав Шмыров
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Понравилось:
Автор: Brooks
Комментариев: 0



Биография Александра Митты - Режиссеры.
24.08.17, 18:01
Биография Андрея Тарковского - Режиссеры.
25.08.17, 03:03
Самогонщики (1961) - Трейлеры
20.07.17, 04:44

Надо знать.

Биография Евгения Кулика -
Биография Евгения Кулика Евгений Кулик – популярный российский телевизионный деятель, которому удалось прославиться благодаря отличному развитию своей команды КВН «Голоса». Парень всегда отличался особым чувством юмора и умело писал подходящие шутки. Именно из-за своего открытого и дружелюбного  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино. Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила. Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта. Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
    
 



Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе
Перейти к последним новостям сайта :)
«Кино-новости»
«Новости Шоу Бизнеса» →   © Мы транслируем с 2015 года, «Всё о Шоу Бизнесе». Все права защищены. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на «Кино-новости». При копировании материалов со страницы «Новинки», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.
up