Бэтмен дожил до наших дней. Смотрим, как он изменился в связи с приходом в франшизу Кристофера Нолана, как сказалось время на врагах Бэтмена и как шла работа над сценариями трилогии, последняя часть которой только что вышла на домашнем видео. Трилогия Бэтмена (2005, 2008, 2012)
Однажды Дэвид Гойер пошел в магазин комиксов. Наверное, этот факт так и остался бы незамеченным (сценарист «Темного города» — большой поклонник комиксов, он часто покупает их), но на сей раз знакомый продавец проявил бдительность и обратил внимание, что на кассе была предъявлена увесистая пачка графических романов исключительно о Бэтмене. «О, новый фильм про Бэтмена сочиняете?» — поинтересовался продавец. Гойер вяло увернулся от ответа, потом настоял на полной непричастности к новому «Бэтмену», заплатил деньги и убежал. Дело было в 2003 году. Интернет не спал, так что слухи тихо и медленно поползли по сети.
Трилогия Бэтмена (2005, 2008, 2012)
Впрочем, надо отдать Гоейру должное: он и правда не знал, получится ли у него что-то с Бэтменом. Сценарист всегда обожал истории про Темного рыцаря. «Помнится, как-то в детстве я заявил маме, что поеду в Голливуд и сниму кино про Бэтмена», — признается Дэвид. Но вот незадача: ему только что предложили поработать над сценарием перезапуска фильма под руководством молодого британского режиссера, но у него нет на это времени — Гойер поднимал на ноги свой второй режиссерский проект «Блэйд 3: Троица». Но англичанин оказался упертым. Он позвонил Гойеру через неделю и снова предложил посотрудничать. «Я снова сослался на нехватку времени, но на сей раз рассказал ему, что именно я бы написал в своем сценарии».
Настырного англичанина звали Кристофер Нолан. Он только-только отходил от неудачной прессы ремейка драмы «Бессонница», который последовал за параноидальным триллером «Помни», принесшим ему мировую славу. Warner предложила ему снимать фильмы франшизы, которая, как мы помним, получила дурную славу после фильма со Шварценеггером, Клуни и сосками на костюме Бэтмена. Кто вы, мистер Нолан? Режиссер, чье имя регулярно вызывает холивары как в России, так и за рубежом, родился 30 июля 1970 года в Лондоне в семье британского рекламного копирайтера и американской стюардессы. Поскольку у мальчика было двойное гражданство, он провел все детство между Лондоном и Чикаго. От Нолана никто не ждал прорыва в большое кино. Как и многие уроженцы туманного Альбиона, зараженные любовью к кинематографу, Крис снял бы несколько рекламных роликов и, если повезет, отправился бы ставить эпизоды сериалов «Чисто английское убийство» и «Улица коронации». Такова была особенность британской киноиндустрии в начале 90-х. В Голливуд и ранее прорывались немногие: Ридли и Тони Скотты, Эдриан Лайн, Алан Паркер — все они тоже прошли через рекламу и телевидение. Крис Нолан учился в Университетском колледже Лондона и возглавлял киносообщество. Фильмы он снимал с семи лет (в главных ролях были задействованы фигурки из «Звездных войн»). Как отмечают товарищи по киносообществу, Крис не отличался излишней эмоциональностью. И по сей день режиссер сохранил какую-то нордическую черту характера, он не любит говорить о себе и предпочитает, чтобы за него говорили его фильмы. Изучение методов съемочного процесса продолжилось и после выпуска. Нолан изучал всевозможные технологии и в 1997-м снял короткометражку Doodlebug. Некоторые увидят в ней прямую отсылку к «Началу». Прежде чем снять нуар «Преследование», Нолан зарабатывал съемками корпоративных видеофильмов, а затем переехал в Лос-Анджелес, где занимался чтением сценариев для студий. Снимавшееся по выходным «Преследование» с бюджетом в 3000 фунтов получило хорошую критику. Молодого режиссера заметили в 1998-м на кинофестивале в Сан-Франциско. До «Бэтмена» осталось пять лет. Начало Стоит помнить, что «Бэтмен» уже не являлся для Warner самой важной франшизой. В начале 2003-го, когда Нолана назначили снимать фильм, студия уже имела на руках фильмы про Гарри Поттера и трилогию «Властелин колец». Возможно, именно поэтому Нолан получил карт-бланш на свое видение. Рассказывая студийным боссам о том, как бы он снял «Бэтмена», Крис заявил, что первым делом будет пытаться убрать слово «комикс» из выражения «фильм по комиксам». «С самого начала я хотел взять историю о супергерое и сделать ее реалистичной, — говорит Нолан. — Я не рассматривал возможность постановки фильма по комиксу, а скорее, считал „Бэтмена“ приключенческим фильмом. Я хотел выйти за рамки комикса, придать героям объем. В этом случае Бэтмен получался мрачным и более человечным, и вот как раз такой подход меня очень интересовал». Стоит оговориться, что изначально Warner не планировала трилогию с Ноланом. «Никогда не обсуждалось, что я буду снимать трилогию, — подтверждает режиссер. — Но я понимал, что история Брюса Уэйна достойна больше чем одного фильма, а поэтому прикидывал, куда она может пойти дальше». Нолан собирался рассказать историю происхождения Бэтмена, придав ей солидную долю реалистичности. Президенту Warner Джеффу Робинову идея понравилась. «Несмотря на отсутствие сценария, Крис представил нам абсолютно четко, какое кино он хочет снять. Вообще-то не знаю, как ему можно было отказать, ведь, на мой взгляд, это один из ярчайших кинематографистов нашего времени». Достигнув соглашения со студией, Кристофер Нолан обратился к Дэвиду Гойеру с просьбой помочь в сочинении сценария. «Я, хоть и всегда был фанатом Бэтмена, уж точно не разбирался в комиксах, как от меня требовалось, — признавался режиссер. — Мне нужен был сценарист, знавший этого героя от а до я, который был бы докой в мире комиксов». Так сценарист «Блэйда» получил предложение, которого ждал всю жизнь. И Дэвид Гойер отправился в магазин комиксов. Что именно Нолан пообещал сценаристу, история умалчивает. Но Гойер поделил свой день пополам: с 7 утра и до полудня он вкалывал в гараже дома Криса, где они сочиняли сценарий нового «Бэтмена», а потом бежал в свой офис, где работал над третьим «Блэйдом». «Я чуть не сдох, но оно того стоило!» — скажет потом Гойер. Первым делом режиссер и сценарист решили представить тизер-трейлер будущего фильма. Но вместо того, чтобы представлять фигуру в знаменитом костюме, нарезающую круги над Готэмом, авторы видели фотографию Джона Ф. Кеннеди-мл. на похоронах отца. «Малыш на снимке пытался выглядеть стойким, и чем-то нас зацепил, — говорит Гойер. — Мы решили, что в первом трейлере нужно показать Брюса Уэйна восьмилетним мальчишкой сразу после убийства его родителей. Мы называли его самым одиноким мальчиком в мире, потому что он становится наследником Wayne Enterprises, но еще 20 лет не может управлять компанией. Брюс казался нам принцем-регентом, которого готовят в короли, и никто из простых смертных не имеет права прикоснуться к нему». Согласно канону комикса одним из ключевых событий в юности Брюса было убийство родителей. Но Гойер и Нолан придумали еще одну немаловажную деталь, добавившую краску в эмоциональную палитру будущего борца с преступностью. Когда маленький Брюс играет со своей подругой Рэйчел, он падает в заброшенный колодец, и в тот же момент на него налетают полчища летучих мышей. «В ранних фильмах как? У Брюса убивают родителей, потом резко проходит 20 лет, и Брюс в костюме сидит в своем кабинете, читает или курит трубку. Потом в окно влетает летучая мышь, а на следующей странице комикса Брюс уже в образе Бэтмена стоит на крыше. То есть мышь влетает в окно, и чувак такой: „О! Дай-ка я прикинусь летучей мышью!“ Слишком просто. Так мы придумали, что восьмилетний Брюс попал в колодец с мышами и с тех пор боится их. Да в такой ситуации кто угодно испугался бы». Смерть родителей тоже приобрела новые детали. По комиксу мать с отцом водили сына на фильм «Маска Зорро», но Нолан решил, что будет правильнее отправить Уэйнов в оперу на «Мефистофеля». «Опера представляла благодатную почву для страхов Брюса, — поясняет Крис. — На сцене появлялись демоны, напоминавшие мальчику летучих мышей, что заставляет его просить родителей покинуть зал, после чего он становится свидетелем их гибели. Таким образом, мы связали страх мышей и вину за убийство родителей. Нам хотелось, чтобы убийство матери и отца всегда ассоциировалось у Брюса с летучими мышами, поэтому этот символ настолько важен в его жизни». Брюс Уэйн должен быть не менее интересен, чем Бэтмен, решили Нолан и Гойер. Авторы постепенно разрабатывали портрет своего героя и вывели его за пределы Готэм-Сити, отправив путешествовать по миру, как в комиксе Денниса О’Нила The Man Who Falls 1989 года. Зритель впервые встретит Брюса в тюрьме где-то на задворках цивилизации и увидит, как он расправляется с несколькими бандитами. Тут-то по замыслу авторов сразу можно было понять: это совсем другой «Бэтмен». «Наш фильм рассказывал, как страх управляет нашей жизнью. И это стало его главной темой, — говорит Дэвид Гойер. — Еще одной важной темой стали отношения героя с отцом и попытка оправдать его ожидания». Так еще одной авторитетной фигурой в жизни Брюса стало больше. Появился Анри Дюкард, берущий над Уэйном шефство и фактически заменяющий ему отца. Но как можно снимать фильм о Бэтмене без злодея? Здесь Нолан и Гойер впали в ступор. «Мы с Крисом перебрали всех врагов, благо их много, и я знаю всех, — рассказывает Дэвид. — Вот, говорю, есть еще Человек-календарь. Крис спрашивает: что он делает? Отвечаю, что убивает по праздникам. Крис сразу же его отметает. Отмел он и таких персонажей, как Киллер Крок и Клэй Фэйс». В итоге Гойер вспомнил про Раса Аль Гула. Этот персонаж давно не появлялся в комиксах, но Дэвид его обожал. Кроме того, он идеально подходил под роль ментора Брюса и одновременно злодея. Вторым антагонистом стал Пугало. Доктор Джонатан Крэйн, администратор психологической лечебницы Аркэм, играющей важную роль во вселенной Бэтмена, тоже не сразу понравился Нолану. «Мне не нравится его маска, — заявил Крис. — Надо придумать, зачем она ему нужна. Все должно быть правдоподобно». Нолан задавался самыми разными вопросами. Зачем у маски Бэтмена такие большие уши? Для чего нужны выступающие пластины на перчатках? «Я чуть не свихнулся», — признается Гойер, придумывавший оправдания в сценарии для пущей реалистичности всего происходящего. К июню 2003-го сценарий был готов. Он претерпел немало изменений — на съемочную площадку попала седьмая версия. Нолан отправился в Лондон, где началась подготовка к съемкам, а Гойер уехал ставить «Блэйда 3». «Вы выше, чем на снимках в таблоидах, мистер Уэйн!» Поиски актера на роль Брюса Уэйна — история, знакомая многим. Кристофер Нолан первым делом обратился к Кристиану Бэйлу. Актер выражал интерес к проекту о реалистичном Бэтмене, когда его разработкой занимался Даррен Аронофски. Правда, как утверждают некоторые источники, среди других кандидатов были Билли Крудап, Джейк Джилленхол, Хью Дэнси, Джошуа Джексон и Киллиан Мёрфи (ирландец остался в фильме Нолана в роли доктора Крэйна). Когда же Бэйл появился перед Ноланом, режиссер пришел в ужас: британский актер только что снялся в драме «Машинист» и был похож на скелет, который мог рухнуть под тяжестью костюма Бэтмена. Нолан представил, насколько сложно боссам Warner будет представить Кристиана в роли Брюса Уэйна, но записал пробу, причем Кристиан выложился по полной программе. «До меня потом дошло, что, увидев это, никто в своем уме не утвердит меня на эту роль!» «Это» оказалось тем, чего и добивался Нолан, — жутковатым, практически животным рыком Бэйла в образе Бэтмена, в его сверкающих глазах и раздувающихся ноздрях. Кристиан зря боялся: его утвердили и отправили на добор веса. И тут Бэйл малость переусердствовал. Мы слышали историю о том, как актер перебрал с массой тела, но не знали подробностей. Обычно сообщалось, что Кристиан «чересчур раскачался», но на деле Бэйл явился на площадку попросту толстым. Объем был достаточный, чтобы заполнить костюм Бэтмена, но при этом мышечная масса — на нуле. «Я растолстел, — признается Бэйл. — То есть вес-то мой обычный, но ни грамма мускулов. Я не мог нормально бегать, холестерин зашкаливал. Так что, когда я прибыл на съемки в Англию и предстал перед Крисом, на его лице читалось: „Господи, что он с собой сделал?“ Я был похож на медведя. Иду по площадке, а вся группа сворачивает шеи и не понимает, что за фильм будут снимать — про Бэтмена или Жиртрестмена?» Поскольку отсутствием дисциплины Кристиан Бэйл никогда не страдал, то он сразу же принялся за работу над собой. Вспоминает продюсер Ларри Франко: «Он взялся за себя с каким-то религиозным остервенением! Соблюдал строжайшую диету до самого конца съемок». Сложно пришлось и портным: обычно, когда актеры обещают похудеть, никто не ожидает такого результата, как у Бэйла. Рельеф тела Кристиана менялся с дикой скоростью. Костюмер, отвечавший за брюки, рубашки и пиджаки Брюса Уэйна, едва не заработал нервный срыв: ушивать одежду приходилось постоянно. Костюм Бэтмена был отдельной головной болью. Броня Темного рыцаря менялась на протяжении всех экранизаций, не говоря уж о комиксах. Нолан требовал от костюма функциональности, так что отсоветовал Линди Хемминг, разрабатывавшей дизайн, смотреть старые фильмы и вместо этого обратиться к комиксам и существующему сценарию. Хемминг с командой создала прототип боевого костюма и, отталкиваясь от него, представляла модификации, которые мог бы вносить Брюс Уэйн для своих нужд. «Военные подсказали нам, что поверх костюма нужно распылить черную латексную краску, чтобы датчики слежения не фиксировали тепло человеческого тела», — говорит Хемминг. В итоге костюм Бэтмена являл собой 14 разных частей, которые ежедневно подгонялись под фигуру Бэйла. Съемки фильма под кодовым названием «Игра на устрашение» начались в феврале 2004-го. Нолану потребовалось 129 дней, чтобы отснять все сцены. Даже для крупного голливудского проекта такой съемочный период считается очень долгим. Причина крылась в необычном подходе режиссера: он заявил своему оператору Уолли Пфистеру, что они обязаны снять весь фильм сами, не прибегая к помощи второй съемочной группы. За исключением пары дней в Англии и съемки фона для спецэффектов в Чикаго, так и получилось. Забегая вперед, отметим, что и последующие фильмы трилогии о Темном рыцаре Нолан и Пфистер также снимали полностью сами. Как ни странно, такой подход оказался экономичнее. «Обычно вторая группа снимает много материала, надеясь, что режиссер выберет из него нужный, — поясняет супервайзер спецэффектов Крис Корбулд. — Но когда Крис снимает все сцены сам, то реализует только то, что у него в голове. И ничего лишнего». В самом финале «Бэтмен: Начало» по сценарию на месте преступления находили визитную карточку Джокера — игральную карту. Несмотря на то что Нолан был против Джокера в первом фильме, он сам написал эту сцену с Гордоном и Бэтменом. Как примет фильм публика, еще никто не знал, но режиссер настоял на таком финале. «Хотелось предложить возможность дальнейшего развития сюжета, — говорит Нолан. — Не потому, что мы знали, что будем снимать продолжение, а потому, что мы хотели оставить у зрителя, выходящего из зала, определенные ощущения — представить существование Джокера в этом мире». На студии Warner растерялись: что делать с финалом? «Крис — своеобразный режиссер, от него сложно добиться конкретики, пока он снимает фильм, поскольку он находится в своем мире, — говорит Джефф Робинов. — Карта Джокера в финале стала сюрпризом для меня. Очень элегантное и деликатное решение, позволяющее сиквел, но не обещающее его. Пока мы не увидели результаты проката «Бэтмен: Начало», вопрос о продолжении был открыт». Обновленный и реалистичный Бэтмен появился на экранах США 15 июня 2005 года. Фильм с бюджетом в 150 миллионов заработал только в мировом кинопрокате свыше 370 миллионов (общие сборы, включая продажи картины на домашнем видео, превысили 530 миллионов). Критики по большей части были в восторге, а Тим Бёртон, снимавший два фильма о Темном рыцаре, прокомментировал картину Нолана так: «Фильм отражает дух современного кино. Когда я снимал „Бэтмена“ 20 лет назад, в мире кинокомиксов была совсем другая ситуация. Путь на темную сторону не существовал. В последние два года все изменилось, и фильм Нолана показывает Бэтмена таким, каким он и должен быть по комиксам». Влияние фильма Кристофера Нолана на киноиндустрию можно охарактеризовать фразой «мрачнее и реалистичнее». Несмотря на то что похожий подход испробовал в своих «Людях Икс» Брайан Сингер, вся слава по перелицовыванию персонажей комиксов в героев нашего времени досталась Нолану. Перечислим лишь некоторые фильмы, продюсеры и режиссеры которых вдохновлялись примером обновленного «Бэтмена»: «Железный человек», «Терминатор 4», «Невероятный Халк», «Звездный путь», «Люди Икс: Первый класс», «Восстание планеты обезьян», а также недавний «007: Координаты „Скайфолл“». Фильмы о супергероях, фантастика, боевики, ремейки, ребуты — все приобретало серьезный тон (порой слишком серьезный), отходя от ярких тонов и придавая своим героям правдоподобность. А что Нолан? Он, в отличие от коллег, отвлекся от супергероев и снял фильм про фокусников. Why so serious? Разобравшись с «Престижем», Кристофер Нолан вернулся в Готэм. Предстояло решить задачу, поставленную в финале первого фильма: как представить Джокера в новой вселенной Бэтмена? Этот персонаж, один из главных врагов Бэтмена в комиксах, должен был пошатнуть мир супергероя. Нолан с Гойером еще в самом начале сотрудничества предположили, что у Брюса Уэйна был план поработать Бэтменом не постоянно, а лет пять, не больше. Вряд ли он планировал всю жизнь гоняться по Готэму за преступниками, должна же быть у него и личная жизнь. И появление Джокера как раз должно было нарушить его планы. Перефразируя известную фразу, Бэтмен предполагает, а Джокер располагает. «Подбросив карту с Джокером в финале „Бэтмен: Начало“, мы предположили, что Брюсу не удастся просто так пробыть героем пять лет и выйти из игры, — говорит режиссер. — В сиквеле Брюс должен был все глубже погружаться в роль Бэтмена. Ответ Бэтмена организованной преступности вызовет похожую реакцию от криминального мира. В некотором роде Бэтмен сам доведет Готэм до крайности, и в ответ появится Джокер». Мы встречались с Джокером на заре его появления в комиксах, в 1940 году. За это время персонаж успел эволюционировать из маньяка-убийцы в злобного шутника, не представляющего серьезной опасности для окружающих и пройти обратный путь. В кино с образом Джокера ситуация обстояла несколько иначе: Джек Николсон у Тима Бёртона играл обаятельного весельчака с широченной улыбкой. В новой вселенной не было места этому образу. Требовался Джокер, который больше похож на существо из графического романа Гранта Моррисона «Больница Аркэм» 1989 года. Гойер и Нолан приняли решение показать Джокера настоящим психопатом, в отличие от интеллектуального злодея Лиама Нисона. Анархист Джокер должен устроить Бэтмену проверку на прочность, а перед Брюсом Уэйном поставить вопрос: как далеко он готов зайти в своем стремлении помогать Готэму? «Джокер — преступник, у которого отсутствует логика и здравый смысл, — поясняет выбор Нолан. — Выдающийся соперник для Бэтмена, поскольку Бэтмен во многом опирается на страхи преступников. Он направляет страхи против бандитов, но в случае Джокера этот трюк не срабатывает». Как говорит Гойер, при обсуждении Джокера для сиквела они с Ноланом постоянно думали об акуле из «Челюстей». «Тоже сила природы, абсолютно неконтролируемая. Поэтому Джокер сам предлагает выбрать жертвам историю своего происхождения. Нам никогда не хотелось объяснять, откуда он взялся, чтобы не плодить очередное клише. Кроме того, так страшнее. Во всех предыдущих фильмах Джокер не был страшным, а мы решили, что у нас он будет очень страшный». К роли Джокера проявляли интерес самые разные актеры — от Робина Уильямса до Пола Беттани. Поскольку Нолан в прошлом очень хотел поработать с Хитом Леджером, он воспользовался шансом пригласить австралийца на пробу. «Мне нужен был бесстрашный человек, — объясняет режиссер. — Актер, который не боялся бы сравнения с прошлыми Джокерами, который не боялся бы сыграть столь знаковую роль. Нам нужен был человек, четко представляющий, как сыграть этого героя. И Хит Леджер обладал всеми этими чертами сполна. Кроме того, он был великолепным актером». Выбор Леджера на роль Джокера позволил Нолану и Гойеру сформировать сценарий, поскольку подход актера к персонажу идеально вписался в новую вселенную Бэтмена. «Мне хотелось создать психологически правдоподобного анархиста, преступника без цели, настоящего психопата. Нет ничего страшнее врага, который не играет по правилам, которого невозможно понять», — считает Крис. Пока Нолан и Гойер работали над сценарием, Леджер разрабатывал своего героя. Он придумал, как Джокер говорит, как смеется и двигается. Перед костюмером Линди Хемминг встала задача, как одеть Джокера, отдав должное классическому костюму из комиксов, не оглядываясь на Джека Николсона. «Раз Джокер у нас молодой, то мне хотелось, чтобы молодой зритель, глядя на него, мог ассоциировать себя с ним», — говорит Хемминг. В качестве вдохновения подошли коллекции экстравагантной англичанки Вивьен Вествуд. Модельер славится своими яркими цветами, радикальным кроем и геометрическими принтами. В ход пошли фотографии музыкантов — от Игги Попа до Пита Догерти. Кристофер Нолан предложил Линди в качестве образца довольно интересный пример — картину Фрэнсиса Бэкона «Набросок на тему картины Веласкеса „Портрет Папы Иннокентия Х“», более известный как «Кричащий Папа». «И тут я поняла, что фиолетовый для Джокера — это самое то», — признается костюмер. С гримом Джокера тоже пришлось повозиться. Как объяснить, что в наше время человек красит лицо под клоуна и носит зеленые волосы? «Мы решили, что шрамы у него на лице были всегда, — считает Линди Хемминг. — Как будто на него кто-то однажды напал. Потом он постепенно сходил с ума и начал рисовать на себе шрамы, а затем уже и покрывать все лицо краской. А зеленые волосы — это он пытался волосы обесцветить, но ничего не получилось». Съемки «Темного рыцаря» начались 18 апреля 2007 года и длились 127 дней. Ради ощущения дополнительного размаха картина частично снималась камерами формата IMAX. Нолан с детства мечтал поработать с этими камерами, и в результате 40 минут второй части трилогии оказались в формате IMAX. Чтобы осуществить мечту режиссера, оператору Уолли Пфистеру пришлось за три месяца до начала работы изучить IMAX-камеру, с которой он раньше никогда не работал. 22 января 2008-го, за несколько месяцев до релиза фильма, из-за передозировки снотворного умер Хит Леджер. «Темный рыцарь» посвящен ему. Картина собрала в кинопрокате свыше миллиарда долларов, получила восемь номинаций на «Оскар», но некоторые аналитики до сих пор считают, что трагедия придала фильму дополнительную привлекательность, как бы странно это ни звучало. Снимать третий фильм Нолан не собирался. Как считает Дэвид Гойер, режиссер чувствовал, что превзойти себя невозможно. «Да и исторически так сложилось, что третьи части хорошими не бывают, — считает сценарист. — Не хотелось подводить зрителей, актеров и себя. Первые два фильма прекрасно смотрелись сами по себе. Третий даже не напрашивался». Летом 2009-го пошли слухи, что Нолан окончательно отказался от франшизы из-за смерти Леджера. Якобы Джокер должен был вернуться в третьем фильме, но теперь непонятно, куда вести героя. Более того, инсайдеры прочили возвращение Темного рыцаря на большие экраны не раньше 2012-го, а то и 2013 года. Меж тем Кристофер Нолан был занят психоделическим триллером «Начало» — весной 2009-го вовсю шел кастинг. В феврале 2010-го ситуация несколько прояснилась. Warner сумела уговорить Нолана снимать третий фильм (а ведь раньше можно было просто позвать Шумахера!), а также курировать работу над новым «Суперменом». Вместе с тем Дэвид Гойер ушел сочинять сценарий «Человека из стали», переложив сочинение сценария третьего «Бэтмена» на плечи младшего брата Кристофера, Джонатана Нолана. Вышедший в июле 2010-го проект «Начало» в очередной раз укрепил статус Кристофера Нолана как режиссера, успешно совмещающего кино зрелищное, умное и прибыльное: сборы картины составили 825 миллионов долларов. Четыре технических «Оскара» увенчали фильм, разделивший киноманов мира, яростно споривших, кем является Нолан — гениальным режиссером или же шарлатаном, гнущим свою линию. Впрочем, нашей задачей является рассказ о Бэтмене, а этому герою предстоял финальный выход в обновленном виде. В поисках нового злодея Конечно, Гойер и Нолан еще на заре своего сотрудничества обсуждали сюжетную арку Бэтмена. Первый фильм должен был рассказать историю происхождения героя, второй — затянуть Брюса Уэйна еще глубже в свое альтер эго, ну а третий, если таковой случится, решил бы дилемму Бэтмена-Уэйна и поставил бы точку на супергероической деятельности миллиардера. Как это часто бывает, Нолан начал с конца. «Финал очень важен, — считает режиссер. — Я не берусь за проект, если у меня нет четкого понимания его финала. Это относится ко всем фильмам трилогии о Бэтмене, но особенно к „Возрождению легенды“». Нолан и Гойер ненадолго вернулись в гараж, откуда начинал свой путь новый Бэтмен, набросали основные сюжетные линии и вызвали Джонатана Нолана. «Я часто подключаю Джона на разных стадиях своих проектов, чтобы узнать его мнение, — говорит Кристофер. — У него бывают очень ценные идеи». Как и в случае с «Темным рыцарем», Джонатан Нолан написал первый вариант сценария «Возрождения». Далее за него взялся сам режиссер. Действие решили начать спустя 8 лет после событий, показанных во втором фильме. Бэтмен берет на себя вину за смерть Харви Дента, чтобы страшное преображение прокурора не испортило образ Белого рыцаря Готэма. Город преображается, освобождается от преступности, но лишь на поверхности. Изнутри он гниет еще сильнее, чем много лет назад, когда Брюс Уэйн только приступил к своим обязанностям. Идея «Возрождения легенды» содержится в прорыве наверх низов общества. Насилие вырывается на свободу и лавой обрушивается на Готэм. Брюсу Уэйну приходится собирать все свои силы, чтобы дать отпор. «В „Возрождении легенды“ важна идея, заложенная в финале „Темного рыцаря“: победа, одержанная над злом, была основана на лжи. Со временем все тайное становится явным. Так и все зло постепенно прорывается на свет, — говорит Кристофер Нолан. — Джон предложил экранизировать метафору буквально и поместить главного злодея под землю, чтобы он через канализацию вышел на улицы города». В третьем фильме Нолана Бэтмену снова предстояло оказаться в непривычном для себя жанре. Становление героя и криминальная драма, показанные в первых двух картинах, уступили место настоящим военным действиям эпического размаха. «Трилогия радовала меня тем, что мы не повторялись, — говорит Нолан. — Мы провели своих героев по разным жанрам, каждый раз поднимая планку. В случае „Возрождения легенды“ их ожидали события разрушительной силы, как в фильме-катастрофе или военном эпике». Велико было искушение сделать «Возрождение легенды» еще с большим размахом, как это часто бывает в заключительных фильмах трилогий. Если в случае первого фильма при написании сценария Нолан и Гойер отмечали, в каких местах требуется вставить экшн, то третий фильм решили писать как получится — экшн возникал сам. «Пошел третий месяц работы над сценарием, когда события в фильме начали приобретать солидный масштаб», — говорит Гойер, следивший за работой братьев Нолан. Ключевым персонажем третьей ленты стал Бэйн, появившийся во вселенной Бэтмена относительно недавно, в 1993 году. Забавно, что среди создателей этого героя был однофамилец режиссера Грэм Нолан. Как и сюжет, который разворачивался постепенно, Бэйн появился перед сценаристами не сразу. Гойер рассказывает, что обычно выбирается злодей, а под него уже подгоняется сценарий. «Студия ждала, что после „Темного рыцаря“ в третьем фильме появится Загадочник, Пингвин или какой другой канонический злодей. Мы действовали иначе. Подход такой: какова наша тема, какую историю мы хотим рассказать об этих героях? И в таком случае какой злодей будет смотреться логичнее? Так у нас появился Бэйн». Бэйн — здоровенный мужик в маске лучадора (мексиканского рестлера) — уже появлялся в одном из «Бэтменов» Шумахера, но Ноланы решили придерживаться комикса, где силач не просто кусок мяса в маске, а умный и расчетливый враг. В отличие от Джокера, у Бэйна был план, была история происхождения. Кроме того, впервые в трилогии появлялся злодей, чья физическая сила едва ли не превосходила силу его духа. Жизнь Бэйна была диаметральной противоположностью истории Брюса Уэйна, но в чем-то были и совпадения. Оба сироты, оба провели время в тюрьме, но взгляды героев, конечно, расходились. К сожалению, от российского зрителя уходит смысловая составляющая имени Бэйна. Bane — это в переводе с английского «проклятие» или «погибель». Как раз эти беды обрушиваются на Готэм-Сити. На роль Бэйна искали актера, способного совместить в себе как ум, так и физическую силу. Кроме того, от артиста, утвержденного на эту роль, требовалась сложная работа: поскольку персонаж не снимает маску, нужно играть не только голосом, но и всем телом. «Я сразу подумал про Тома Харди, — вспоминает Нолан. — Он снимался у меня в „Начале“ и зарекомендовал себя как один из редких актеров, способных создать героя, хоть моргнув, хоть пошевелив пальцем. Его физическая игра превосходна, как и его голос». Звонок Нолана застиг Тома в Ванкувере. «Позвонил мне внезапно и говорит: „Том, я снимаю еще одного „Темного рыцаря“, и там есть роль для тебя. Только придется полгода ходить в маске“. И я такой: „Ну-ка, дай подумать. Хочешь, чтобы я снимался с тобой в разных уголках мира, исполнял невероятные трюки, имел в своем распоряжении кучу оружия и всего-то носил какую-то маску? Я — за!“» Для роли Харди пришлось набрать дополнительную мышечную массу. Тут уже пришлось страдать костюмерам вестерна «Самый пьяный округ в мире». «По мере того как увеличивалась моя спина, им приходилось шить все новые и новые кардиганы большего размера, чтобы как-то уменьшать меня на экране», — смеется актер. Том прибыл на площадку в отличной форме. «И сижу я такой в кресле гримера, поигрываю мускулами, потом переодеваюсь в костюм Бэйна — и тут входит Бэтмен. И тут я понял, что у меня ручки тоненькие, ножки худенькие, а сам я с метр ростом. А Бэйл смотрит на меня и как бы усмехается: „Ну да, я Бэтмен, а ты-то кто?“» Харди в своей игре опирался на полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня» в исполнении Марлона Брандо. Том исправно играл глазами и телом, а вот с маской пришлось помучиться. «Всякий раз, когда ты надеваешь маску, приходится разрабатывать некую личность и двигаться так, что все это вместе не имеет ничего общего с актерской игрой, — говорит Том. — С одной стороны, это освобождает тебя. Но единственный минус в том, что ты не слышишь ни хрена из того, что говорят вокруг! Бэтмен меня не слышит, поэтому мы иногда в кадре тупо стоим и смотрим друг на друга. А потом мы разработали сигналы! Когда я заканчиваю свою реплику, то подмигиваю или поднимаю большой палец вверх. А он шевелит пальцами вне кадра, и тогда я понимаю: все, пришло время вломить ему!» К финалу «Возрождения легенды» Нолан вводит в пещеру Бэтмена нового героя, а самого Брюса Уэйна отправляет на заслуженный отдых в компании очаровательной воровки Селины Кайл. Бэтмен успел получить для себя трилогию, которой позавидует любой персонаж комиксов. Ради него даже расширили количество претендентов на «Оскар» в номинации «Лучший фильм» до десяти, когда «Темный рыцарь» пролетел мимо. И Нолан, и Бэйл попрощались с Темным рыцарем. «Время, проведенное в Готэме, пока я присматривал за одной из самых великих и живучих фигур в истории поп-культуры, стало для меня как кинематографиста сложнейшим, но вместе с тем бесценным опытом. Я буду скучать по Бэтмену. Хочется думать, что и он тоже будет скучать по мне, но этот парень никогда не отличался сентиментальностью», — пишет Кристофер Нолан в своем эссе в честь завершения трилогии. Пожалуй, трилогия о Темном рыцаре, снятая в наше время, подарила герою издательства DC лучший возможный памятник. Но на этом история Бэтмена не заканчивается. В марте 2011-го Warner объявила, что после трилогии Нолана перезапустит франшизу о крылатом мстителе, ведь впереди грядет «Лига справедливости», где Бэтмен сражается со вселенским злом рядом с Суперменом, Чудо-женщиной и другими супергероями. Как изменится этот персонаж в своей новой ипостаси, покажет время.
Бэтмен дожил до наших дней. Смотрим, как он изменился в связи с приходом в франшизу Кристофера Нолана, как сказалось время на врагах Бэтмена и как шла работа над сценариями трилогии, последняя часть которой только что вышла на домашнем видео. Трилогия Бэтмена (2005, 2008, 2012) Однажды Дэвид Гойер пошел в магазин комиксов. Наверное, этот факт так и остался бы незамеченным (сценарист «Темного города» — большой поклонник комиксов, он часто покупает их), но на сей раз знакомый продавец проявил бдительность и обратил внимание, что на кассе была предъявлена увесистая пачка графических романов исключительно о Бэтмене. «О, новый фильм про Бэтмена сочиняете?» — поинтересовался продавец. Гойер вяло увернулся от ответа, потом настоял на полной непричастности к новому «Бэтмену», заплатил деньги и убежал. Дело было в 2003 году. Интернет не спал, так что слухи тихо и медленно поползли по сети. Трилогия Бэтмена (2005, 2008, 2012) Впрочем, надо отдать Гоейру должное: он и правда не знал, получится ли у него что-то с Бэтменом. Сценарист всегда обожал истории про Темного рыцаря. «Помнится, как-то в детстве я заявил маме, что поеду в Голливуд и сниму кино про Бэтмена», — признается Дэвид. Но вот незадача: ему только что предложили поработать над сценарием перезапуска фильма под руководством молодого британского режиссера, но у него нет на это времени — Гойер поднимал на ноги свой второй режиссерский проект «Блэйд 3: Троица». Но англичанин оказался упертым. Он позвонил Гойеру через неделю и снова предложил посотрудничать. «Я снова сослался на нехватку времени, но на сей раз рассказал ему, что именно я бы написал в своем сценарии». Настырного англичанина звали Кристофер Нолан. Он только-только отходил от неудачной прессы ремейка драмы «Бессонница», который последовал за параноидальным триллером «Помни», принесшим ему мировую славу. Warner предложила ему снимать фильмы франшизы, которая, как мы помним, получила дурную славу после фильма со Шварценеггером, Клуни и сосками на костюме Бэтмена. Кто вы, мистер Нолан? Режиссер, чье имя регулярно вызывает холивары как в России, так и за рубежом, родился 30 июля 1970 года в Лондоне в семье британского рекламного копирайтера и американской стюардессы. Поскольку у мальчика было двойное гражданство, он провел все детство между Лондоном и Чикаго. От Нолана никто не ждал прорыва в большое кино. Как и многие уроженцы туманного Альбиона, зараженные любовью к кинематографу, Крис снял бы несколько рекламных роликов и, если повезет, отправился бы ставить эпизоды сериалов «Чисто английское убийство» и «Улица коронации». Такова была особенность британской киноиндустрии в начале 90-х. В Голливуд и ранее прорывались немногие: Ридли и Тони Скотты, Эдриан Лайн, Алан Паркер — все они тоже прошли через рекламу и телевидение. Крис Нолан учился в Университетском колледже Лондона и возглавлял киносообщество. Фильмы он снимал с семи лет (в главных ролях были задействованы фигурки из «Звездных войн»). Как отмечают товарищи по киносообществу, Крис не отличался излишней эмоциональностью. И по сей день режиссер сохранил какую-то нордическую черту характера, он не любит говорить о себе и предпочитает, чтобы за него говорили его фильмы. Изучение методов съемочного процесса продолжилось и после выпуска. Нолан изучал всевозможные технологии и в 1997-м снял короткометражку Doodlebug. Некоторые увидят в ней прямую отсылку к «Началу». Прежде чем снять нуар «Преследование», Нолан зарабатывал съемками корпоративных видеофильмов, а затем переехал в Лос-Анджелес, где занимался чтением сценариев для студий. Снимавшееся по выходным «Преследование» с бюджетом в 3000 фунтов получило хорошую критику. Молодого режиссера заметили в 1998-м на кинофестивале в Сан-Франциско. До «Бэтмена» осталось пять лет. Начало Стоит помнить, что «Бэтмен» уже не являлся для Warner самой важной франшизой. В начале 2003-го, когда Нолана назначили снимать фильм, студия уже имела на руках фильмы про Гарри Поттера и трилогию «Властелин колец». Возможно, именно поэтому Нолан получил карт-бланш на свое видение. Рассказывая студийным боссам о том, как бы он снял «Бэтмена», Крис заявил, что первым делом будет пытаться убрать слово «комикс» из выражения «фильм по комиксам». «С самого начала я хотел взять историю о супергерое и сделать ее реалистичной, — говорит Нолан. — Я не рассматривал возможность постановки фильма по комиксу, а скорее, считал „Бэтмена“ приключенческим фильмом. Я хотел выйти за рамки комикса, придать героям объем. В этом случае Бэтмен получался мрачным и более человечным, и вот как раз такой подход меня очень интересовал». Стоит оговориться, что изначально Warner не планировала трилогию с Ноланом. «Никогда не обсуждалось, что я буду снимать трилогию, — подтверждает режиссер. — Но я понимал, что история Брюса Уэйна достойна больше чем одного фильма, а поэтому прикидывал, куда она может пойти дальше». Нолан собирался рассказать историю происхождения Бэтмена, придав ей солидную долю реалистичности. Президенту Warner Джеффу Робинову идея понравилась. «Несмотря на отсутствие сценария, Крис представил нам абсолютно четко, какое кино он хочет снять. Вообще-то не знаю, как ему можно было отказать, ведь, на мой взгляд, это один из ярчайших кинематографистов нашего времени». Достигнув соглашения со студией, Кристофер Нолан обратился к Дэвиду Гойеру с просьбой помочь в сочинении сценария. «Я, хоть и всегда был фанатом Бэтмена, уж точно не разбирался в комиксах, как от меня требовалось, — признавался режиссер. — Мне нужен был сценарист, знавший этого героя от а до я, который был бы докой в мире комиксов». Так сценарист «Блэйда» получил предложение, которого ждал всю жизнь. И Дэвид Гойер отправился в магазин комиксов. Что именно Нолан пообещал сценаристу, история умалчивает. Но Гойер поделил свой день пополам: с 7 утра и до полудня он вкалывал в гараже дома Криса, где они сочиняли сценарий нового «Бэтмена», а потом бежал в свой офис, где работал над третьим «Блэйдом». «Я чуть не сдох, но оно того стоило!» — скажет потом Гойер. Первым делом режиссер и сценарист решили представить тизер-трейлер будущего фильма. Но вместо того, чтобы представлять фигуру в знаменитом костюме, нарезающую круги над Готэмом, авторы видели фотографию Джона Ф. Кеннеди-мл. на похоронах отца. «Малыш на снимке пытался выглядеть стойким, и чем-то нас зацепил, — говорит Гойер. — Мы решили, что в первом трейлере нужно показать Брюса Уэйна восьмилетним мальчишкой сразу после убийства его родителей. Мы называли его самым одиноким мальчиком в мире, потому что он становится наследником Wayne Enterprises, но еще 20 лет не может управлять компанией. Брюс казался нам принцем-регентом, которого готовят в короли, и никто из простых смертных не имеет права прикоснуться к нему». Согласно канону комикса одним из ключевых событий в юности Брюса было убийство родителей. Но Гойер и Нолан придумали еще одну немаловажную деталь, добавившую краску в эмоциональную палитру будущего борца с преступностью. Когда маленький Брюс играет со своей подругой Рэйчел, он падает в заброшенный колодец, и в тот же момент на него налетают полчища летучих мышей. «В ранних фильмах как? У Брюса убивают родителей, потом резко проходит 20 лет, и Брюс в костюме сидит в своем кабинете, читает или курит трубку. Потом в окно влетает летучая мышь, а на следующей странице комикса Брюс уже в образе Бэтмена стоит на крыше. То есть мышь влетает в окно, и чувак такой: „О! Дай-ка я прикинусь летучей мышью!“ Слишком просто. Так мы придумали, что восьмилетний Брюс попал в колодец с мышами и с тех пор боится их. Да в такой ситуации кто угодно испугался бы». Смерть родителей тоже приобрела новые детали. По комиксу мать с отцом водили сына на фильм «Маска Зорро», но Нолан решил, что будет правильнее отправить Уэйнов в оперу на «Мефистофеля». «Опера представляла благодатную почву для страхов Брюса, — поясняет Крис. — На сцене появлялись демоны, напоминавшие мальчику летучих мышей, что заставляет его просить родителей покинуть зал, после чего он становится свидетелем их гибели. Таким образом, мы связали страх мышей и вину за убийство родителей. Нам хотелось, чтобы убийство матери и отца всегда ассоциировалось у Брюса с летучими мышами, поэтому этот символ настолько важен в его жизни». Брюс Уэйн должен быть не менее интересен, чем Бэтмен, решили Нолан и Гойер. Авторы постепенно разрабатывали портрет своего героя и вывели его за пределы Готэм-Сити, отправив путешествовать по миру, как в комиксе Денниса О’Нила The Man Who Falls 1989 года. Зритель впервые встретит Брюса в тюрьме где-то на задворках цивилизации и увидит, как он расправляется с несколькими бандитами. Тут-то по замыслу авторов сразу можно было понять: это совсем другой «Бэтмен». «Наш фильм рассказывал, как страх управляет нашей жизнью. И это стало его главной темой, — говорит Дэвид Гойер. — Еще одной важной темой стали отношения героя с отцом и попытка оправдать его ожидания». Так еще одной авторитетной фигурой в жизни Брюса стало больше. Появился Анри Дюкард, берущий над Уэйном шефство и фактически заменяющий ему отца. Но как можно снимать фильм о Бэтмене без злодея? Здесь Нолан и Гойер впали в ступор. «Мы с Крисом перебрали всех врагов, благо их много, и я знаю всех, — рассказывает Дэвид. — Вот, говорю, есть еще Человек-календарь. Крис спрашивает: что он делает? Отвечаю, что убивает по праздникам. Крис сразу же его отметает. Отмел он и таких персонажей, как Киллер Крок и Клэй Фэйс». В итоге Гойер вспомнил про Раса Аль Гула. Этот персонаж давно не появлялся в комиксах, но Дэвид его обожал. Кроме того, он идеально подходил под роль ментора Брюса и одновременно злодея. Вторым антагонистом стал Пугало. Доктор Джонатан Крэйн, администратор психологической лечебницы Аркэм, играющей важную роль во вселенной Бэтмена, тоже не сразу понравился Нолану. «Мне не нравится его маска, — заявил Крис. — Надо придумать, зачем она ему нужна. Все должно быть правдоподобно». Нолан задавался самыми разными вопросами. Зачем у маски Бэтмена такие большие уши? Для чего нужны выступающие пластины на
Биография Руслана Ягудина Руслан Ленарович Ягудин – российский актер театра и кино, особенно запомнившийся зрителям ролью Сергея Якубова в комедийной мелодраме «Кризис нежного возраста». → Звезда «Кризиса нежного возраста» Руслан Ягудин Детство Руслана Ягудина Руслан Ягудин родился в самой
→ Подробнее:)