Федор Попов: «Память так устроена, что мы чаще говорим не о количестве жертв, а вспоминаем достижения» - «Интервью»
В прокат выходит военная драма «Коридор бессмертия» — история ленинградки Маши Яблочкиной, которая после блокадной зимы попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, ценой смертельного риска доставляющую в Ленинград провиант и военное снаряжение. Режиссер картины Федор Попов

Картина «Коридор бессмертия» основана на реальных событиях. Не пугают ли вас подобные проекты — ведь можно как-то исказить факты и задеть потомков?
Нет ничего более интересного, чем жизнь. Именно она дает нам глубокие разнообразные истории. Трудно, точнее, даже невозможно придумать что-то, абсолютно оторванное от жизни. Мы постоянно опираемся на наш опыт, на опыт других людей. Дальше уже вопрос в том, насколько далеко я ухожу от реальности, создавая художественные образы. Как говорил великий мастер Гончаров, нам важна не правда, а художественная правда. Вот, собственно, этим и занимаемся. Не было бы этой истории — написал бы я что-то подобное, снял бы? Ну, нет, пожалуй.
У вас был документальный фильм «Колоннисты», от слова «колонна». В нем главная героиня — женщина, ставшая прототипом Маши Яблочкиной, ключевого персонажа «Коридора». Расскажите об этом фильме.
Лента была сделана в рамках подготовки к этому проекту. Десять лет назад, когда я узнал об этой истории, я делал попытки снять игровое кино, но столкнулся с рядом сложностей. Сразу не пошло, я даже несколько отчаялся. Но жалко было материал, я подумал: хотя бы вот в такой форме расскажу. Так и появился фильм «Колоннисты». Прошло время, я вернулся к этой теме, мы написали сценарий...
В бригаде, обслуживающей поезд, есть испанец и эстонка. Откуда они там взялись?
Отвечаю за каждый кадр, за каждой слово. Испанцев тогда было много в СССР, это дети той самой войны в Испании. Эстонцы тоже были, с этим даже проще. Были и предатели, были и завербованные, не только эстонцы. Вот у нас, например, есть такой персонаж, Иннокентий.
Кстати, об Иннокентии: в фильме как-то очень вскользь проговаривается, что у него отец и мать пострадали. Предполагается, что они были репрессированы?
Можно и так понять. Для себя я так решил, да. Все в кино не покажешь, но для того, чтобы показать что-то или кого-то, так сказать, фундамент проработать. Вся подводная часть — она тоже продумывалась, материал для нее изучался. Я могу сказать, что стоит за судьбой каждого из наших персонажей. В частности, этот Кеша решил, что его родители были репрессированы, и к этому так или иначе причастен его родственник.
Мне кажется, зрители разглядят в Кеша классического антагониста...
По сути так оно и есть.
...при том, что это, в общем-то, трагичный персонаж.
Но в итоге-то он стал антагонистом классическим. Действительно, в семье у него история трагическая. Но не важно, почему он таким стал. Да, судьба трагическая — но он злобен, он завербован, чем не классический антагонист?
Почему я так акцентирую на этом внимание: согласно статистике, у нас около половины населения страны оправдывает сталинские репрессии.
Да, я об этом много слышал. Недавно как раз читал про статистику, которая говорит о том, что у нас все больше и больше поклонников сталинизма и Сталина. Этому тоже есть объяснение. Человеческие память и психология так устроены, что плохое уходит, сохраняется только хорошее. По крайней мере, у многих именно так. Все наши лидеры, начиная с Ивана Грозного или даже раньше — мы же не особенно говорим о количестве их жертв. Вспоминаются достижения. Мы же уже сейчас 90-е оцениваем по-другому, не так, как воспринимали изнутри, когда жили в них. Лицом к лицу лица не разглядеть.
И Сталина переоценивают. Ищут в том времени то, чего в текущем не хватает. Не хватает, например, порядка, некой выстроенной системы ценностей. Но был и беспорядок, о чем многие забывают. Конечно, переоценивают в первую очередь те, кто не пострадал. Мой дед, например, был репрессирован. Его раскулачили — точнее, он и кулаком-то не был, просто зажиточный горожанин.
Давайте вернемся к фильму. Ближе к финалу картины есть эпизод, в котором герой, командир железнодорожной бригады, вступает в открытый конфликт с НКВДшником. Между тем, в современном отечественном военном кино образ человека с оружием практически всегда положительный.
Если разобраться, у них у каждого есть своя правда. Что мы имеем: есть поезд, есть его начальник, тот самый Жора Полундра (Артем Алексеев

Честно говоря, надеюсь, что и зрители сочтут детей чем-то более важным, чем циклотрон.
Конечно-конечно. Но есть все-таки этот ящик секретный. Понятно, что железнодорожники думают: а чего им вообще этот ящик спасать? Но если разобраться поглубже, они же совершают преступление, подвергая этот ящик опасности. Они могли спокойно уехать, оставив детей — там же идет следующий паровоз. В общем, если разобраться, Жора Полундра ведет себя даже как-то слишком необдуманно, импульсивно.
Давайте немного про технические аспекты поговорим. Вы до работы над этим фильмом были знакомы с железнодорожным делом?
Только в рамках работы над другими картинами.
В «Коридоре бессмертия» куча специальных железнодорожных терминов, мало понятных стороннему человеку. Пришлось во все это погружаться?
Пришлось погружаться вместе с Дмитрием Каралисом (соавтор сценария, прим. ред.). Были консультанты, специалисты, которые смотрели материал, читали сценарий, делали замечания. Эту работу мы делали на совесть.
С каким-то трудностями во время работы над фильмом пришлось столкнуться?
У нас были две огромные проблемы. Первая — это полное безденежье, вторая — бесснежье. Первая зима была просто чудовищной, декабрь получился глубоко плюсовым. Доснимали в январе, в низинах набирали снег лопатами, привозили, разбрасывали. Во время съемок он таял, превращался в месиво, приходилось досыпать искусственный снег. Ну, и графики было много.
Хотел как раз спросить: сколько в фильме графики — и сколько практических эффектов?
Графики везде много. Мы даже лица меняли, потому что уровень профессионализма дико понизился.
Поясните, пожалуйста, про перерисовку лиц и уровень профессионализма.
Не было блокадных лиц. Дело не в актерах, а в бригадирах массовки так называемых — многие из них просто халтурщики, привыкшие деньги зашибать. Заказываешь им одно, а вместо этого приходят какие-то доходяги. Какая-то банда Махно.
Вокруг кино вообще крутится очень много людей: кейтеринг, люди, которые обеспечивают массовку, да и не только ее — вообще эти агенты актеров бесконечные... Все эти люди, которые занимаются реквизитом. Я так говорю - «все эти люди», но вообще-то я очень уважаю эти профессии. Я не уважаю людей, которые не только цинично зашибают деньги, да еще и халтурят.
Предполагается, что «Коридор бессмертия» также будет показан на ТВ в четырехсерийном формате, расскажите об этой версии.
У нас есть версия примерно на 200 минут, это на час с лишним больше прокатной. Есть, конечно, эпизоды, вообще не вошедшие в фильм. Например, история о том, как Жору Полундру арестовали. Это продолжение истории с дымовой шашкой, которую герои берут у зенитчиков. В фильме мы этот кусок обрубили.
В кино было сложно проследить за многими героями, мы сконцентрировались на трех. Могли вообще на двух, но Света Смирнова

Мне кажется, она остальных двоих даже переигрывает.
(Смеется.) Возможно. Поэтому и получилось, что у нас их трое. Но главных все-таки двое, Маша Яблочкина и Жора.
Почему же связь между ними появилась в фильме? Мне кажется, романтическая линия в данном случае не так важна. Между тем, ее даже на постеры вынесли.
Когда мы с Дмитрием Николаевичем (Каралисом, прим.ред.) работали над сценарием, спорили, пытались продвигаться. Нам необходимо было найти героев. Необходима была любовь, необходимы были личные отношения.
Что касается постера: а вы видели фильм «Апокалипсис» Мела Гибсона?
Да, конечно. Этот фильм был одним из критериев для меня, в каком-то смысле эталон. Когда через малое, через частное, через личное рассказывают о великом. Поэтому романтическая связь так важна.
Тогда давайте еще о малом и частном: Соня в фильме играет на флейте, Жора — на мандолине, персонаж Яценко появляется с гитарой. Музыка тоже важна?
Конечно, важна, это интересный элемент, украшающий картину. Жора в жизни действительно играл на мандолине, но мы сейчас не про жизнь, а про фильм. Из жизни же берешь то, что интересно, подтаскиваешь, как дровишки в огонь, то, что горит. Музыка не просто украшает картину, она делает героев более объемными, добавляет им новые краски.
У вас есть какие-то общие представления о том, каким должно быть современное российское военное кино?
Все дело в том, какая война. Я вам пример приведу, есть фильм, любимый с детства, «Гусарская баллада». Снять такую же музыкальную комедию о блокаде было бы, мягко говоря, странно. Для каждого этапа истории есть свои формы, свои способы подачи. Эта война близка для нас — мой отец воевал, например. Я помню, как мы отмечали 20 лет победы, я был в школе тогда. Эта война впитана — даже нами, людьми не воевавшими. Тем не менее, был же снят фильм в жанре комикса - «Т-34». И он успешно очень прошел. Слава богу, этот фильм не про блокаду.
Раз вы «Т-34» упомянули, скажите, комиксовый подход к военному кино вам вообще близок?
Первое: сам я фильм не видел, исхожу только из того, что знаю про него. Я знаю людей, танкистов, им очень нравится. Например, он очень понравился генералу армии Моисееву Михаилу Алексеевичу, он возглавляет Союз ветеранов России, он ходил даже с внуками и детьми. Кому-то фильм не нравится, тем не менее, он привлек очень много зрителей. И для нас это хороший пример.
«Коридор бессмертия» в прокате с 8 мая.
Сергей Оболонко
Понравилось:
Автор: Salomon
Комментариев: 0
Надо знать.
Биография Ольги Кабо -

Смотреть фото Биография Ольги Кабо Ольга Игоревна Кабо родилась в семье простых инженеров. А вот ее дедушка был видным деятелем Украины и служил секретарем ВЛКСМ. С ранних лет родители старались развить в дочке интерес к разным отраслям. Девочка занималась художественной гимнастикой, бальными
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе

