Турецкий макабр: «Дракула из Стамбула», иблисы и джинны - «Рецензии»
14 иррациональных фильмов и один мистический сериал из бывшей Османской империи
Продолжаем рассказ о хоррорах национальных кинематографий, малознакомых широкому зрителю. Мы начали с двух материалов о фильмах ужасов Латинской Америки, продолжили тему макабром ЮАР и других африканских стран, после чего поведали о кино Ближнего Востока. Сегодня на очереди пугающие истории из Турции.
С турецким кино зрители хорошо знакомы благодаря знаменитым сериалам «Королёк — птичка певчая» и «Великолепный век», а некоторые киноманы даже наслышаны про местные версии «Рэмбо» и «Изгоняющего дьявола». Однако мало кто подозревает, что хоррор наряду с мелодрамами и боевиками является одним из самых распространенных жанров в современной Турции. Но, прежде чем переходить к макабру, давайте немного окунемся в историю.
Первый кинопоказ в Османской Империи состоялся в 1896 году в константинопольском дворце Йылдиз Султана Абдул-Хамида II стараниями представителя французской компании Pathe Freres — польского еврея Зигмунда Вайнберга, а в начале XX века открылись первые публичные кинотеатры в Константинополе и Измире, где демонстрировались зарубежные фильмы. В 1897-м кинооператор Промио, который был помощником братьев


До основания Турецкой республики в 1923 году широкую известность получили такие режиссеры, как Седат Симави и Ахмет Феким. Шади Карагёзоглу подарил турецким зрителям первого комедийного персонажа в трех сериях о Мажордоме Биджане-эфенди. В 1919-м в Константинополе появилась первая фирма по прокату фильмов, которую через три года преобразовали в киностудию «Кемаль-фильм». В эпоху республики до 1939-го единственным режиссером во всей Турции был живший одно время в СССР Эртугрул Мухсин-Бей, на чьем счету более 30 фильмов, включая «Огненную рубашку», где дебютировали первые турецкие актрисы Бедия Муваххит и Неййире Нейир. Он же в ленте «Айсель — девушка из залива» открыл звезду Джахиде Сонку, а в 1928-м возглавил вновь созданную прокатно-производственную кинофирму «Ипек-фильм» в Стамбуле.
В 1920-е кинопроизводство в стране все еще находилось в зачаточном состоянии. В год создавали две-три документальные ленты, а на съемки игровых уходило полтора-два года. На развитие национального кинематографа существенное влияние оказало строительство кинотеатров — в одном только Константинополе к концу десятилетия их насчитывалось более 20. Популярности кино добавили и некоторые законы. По одному из них муниципалитетам вменялось в обязанность заботиться о развитии сети киноустановок, а второй разрешил детям посещать дневные киносеансы. Несмотря на это, кинематограф еще долгое время считался развлечением для богатых — ситуация изменилась лишь после студенческих бунтов в шестидесятых.
Первый звуковой фильм «На улицах Стамбула» вышел на экраны в 1931-м году. Спустя три года страну посетили советские режиссеры Сергей Юткевич


После военного переворота 1960 года, из-за которого была введена цензура, производство фильмов сократилось до 20 названий в год. В этот период внимание на себя обратил мастер остросоциального кино Йылмаз Гюней

Особое место в турецком кинематографе занимает студия «Ешилчам», чье название Yeşilçam (Зеленая сосна) возникло благодаря одноименной улице в стамбульском районе Бейоглу, где обычно жили и работали актеры, художники и режиссеры. По сути это «турецкий Голливуд», созданный по аналогии с британской студией Pinewood. Рассвет «Ешилчам» пришелся на десятилетие с 1965-го по 1975-й. Именно благодаря ей в 1971-м Турция стала третьим производителем по количеству фильмов в год, выпустив 301 ленту. На студии начался путь известных режиссеров Омера Лютфи Акада, Метина Эрксана












После 80-х, называемых в турецком кино «временем женского кино» из-за героинь «на краю общества», в 1996-м случился кинобум, когда на экраны вышел «Бандит», собравший в кинозалах 2,5 миллиона зрителей. Новое тысячелетие также радует солидной зрительской аудиторией, которой могут похвастаться комедии «Вероломная Византия», «Визонтеле», «Реджеп Иведик» и военный боевик «Долина волков: Ирак» с участием Билли Зейна




На фоне всего вышесказанного уже не вызывает особого удивления тот факт, что первый фильм ужасов в Турции вышел еще в далеком 1953-м. К созданию «Дракулы в Стамбуле» причастны режиссер Мехмет Мухтар








Со времен «Дракулы в Стамбуле» в Турции было создано свыше 220 хорроров — большинство из них родилось уже в третьем тысячелетии. Это и комедия Дурула и Ягмура Тайланов «Школа», и криминальный триллер «Трамвай», и другие ленты, о которых пойдет рассказ ниже. Главным хоррормейкером Турции принято считать Хасана Караджадага






Еще одной ключевой фигурой для национального хоррора Турции является Альпер Местчи






Предлагаем вашему вниманию 15 макабрических историй из Турции, включая один сериал.
«Дракула в Стамбуле» (1953)
Одним из первых режиссеров, обратившихся к хоррору в 21-м веке, стал Орхан Огуз





«Д@ббе» (2006)
Из первой части хоррор-серии Хасана Караджадага, которую посмотрело дома почти 540 тысяч зрителей, торчат уши японского «Пульса», чей ремейк в том же 2006-м сняли американцы при участии румынских и южноафриканских кинематографистов. Как и в оригинале, здесь главная героиня Эбру Айкач


В последующих частях Караджадаг также черпал вдохновение из зарубежных аналогов. «История джинна» про супругов Нихан Айполат


«Чистилище» (2006)
Кисельно мелодраматичный хоррор Бирая Далкырана, основанный на реальной истории, повествует о балерине Акасье Асылтюркмен, забеременевшей от женатого любовника. Из-за подготовки к важной для ее карьеры постановки она делает аборт на четвертом месяце, а спустя некоторое время выходит замуж за влюбленного в нее фотографа Мурата Йылдырыма и ждет от него ребенка. О ее тайне никто не знает, кроме призрака нерожденного дитя, оказавшегося между раем и адом в арафе, который из мести доводит героиню до психушки. На родине ленту посмотрело почти 127 тысяч человек, что привело к появлению четырех сиквелов. Российского зрителя может отпугнуть типичная для турецких сериалов мелодраматичность под печальные песни, которых тут в избытке. При желании можно отыскать аналогию с «Чёрным лебедем» Даррена Аронофски.
«Заражённый» (2007)
Будущая звезда «Великолепного века» и третьей адаптации романа «Королёк — птичка певчая» Бурак Озчивит возглавил вместе с Бикем Каравус актерскую команду хоррора Альпера Местчи про джинна, влюбившегося в супругу жителя захудалой деревни Суата, отправившегося на заработки в Германию. Пока он там вкалывал, монстр принял его внешность и занял освободившееся место. Лента с открытым нервом и напряжением поделена на две главы и рассказывает историю сначала с точки зрения человека, а затем от лица его двойника. Успех картины, которую посмотрело 300 тысяч зрителей, позволил режиссеру в 2011-м поставить продолжение с Тюркю Туран и Кораем Шахинбашем, часто снимающимся у Местчи. В сиквеле уже идет рассказ о девушке, выясняющей тайну своего рождения, и супружеской паре, у которой родился ребенок после обращения к местной колдунье. Вторая часть, не связанная сюжетом с оригиналом, запоминается своим натурализмом (достаточно вспомнить сцену с отрезанием языка), но уступает первоисточнику по уровню психологизма.
«Семум» (2008)
Айча Инджи, Бурак Хаккы, Джем Куртоглу и Сефа Зенгин согласились на главные роли в хорроре Хасана Караджадага, посвященном чете супругов, въехавших в только что купленный ими дом, после чего женщина стала вести себя странно. Оказалось, что в нее вселилась некая тварь, именуемая семумом. В исламе так называют огонь, связанный с демонами, злыми духами и Сатаной. Съемки картины проходили в Стамбуле. Режиссер, вдохновившись реальной историей женщины, живущей в Измире, «пытался создать модель тюрко-исламского фильма ужасов и сделать так, чтобы мир признал эту модель». Он также считает, что его ленту будут сравнивать с «Экзорцистом», а Айчу Инджи — с Линдой Блэр. Картина, стартовавшая на 142 экранах по всей Турции, стала тринадцатым самым кассовым турецким фильмом 2008 года, заработав почта два миллиона долларов при бюджете в 1,2 млн. Впрочем, мелодрамы, как обычно, много, да и спецэффекты, по сложившейся традиции, далеки от идеала.
«Звук» (2010)
Сельма Эргеч и Мехмет Гюнсюр, опять же засветившиеся в «Великолепном веке», сыграли в напряженном хоррор-триллере Умита Унала о сотруднице банка, которая начинает следовать советам и приказам постороннего голоса в своей голове. С его помощью она разгадывает загадки своего прошлого и возобновляет связь с другом детства, страдающим от гибели жены. Чем дольше героиня слушает голос, тем громче он звучит, и это превращает ее жизнь в ад. Финал расставляет все по своим местам, и мистика отходит на задний план, оставляя место повседневному ужасу и реальным страстям. Унал умело вводит зрителя в заблуждение и возбужденное состояние, заигрывая с ним в подсказки, загадки и ассоциации.
«Сиджин» (2014)
Альпер Местчи создал хоррор про своеобразную месть красавицы Ознур (Эбру Каймакчи) бросившему ее двоюродному брату Кудрету (Корай Шахинбаш), когда она от него забеременела. Тот женат на ее лучшей подруге (Пынар Чаглар Генчтюрк), и у него есть слепая дочь в исполнении Мерве Атеш. Ознур попросила одного колдуна наслать на семью любимого проклятие, и ради этого ей понадобилось выкрасть кое-какие личные вещи из дома Кудрета, включая использованную прокладку. Последнее привело к совершенно другим результатам. Родившейся в Стамбуле Мерве Атеш было всего 13 лет, когда она сыграла главную роль в этом фильме об экзорцизме, но, тем не менее, ей удалось удержать все внимание на себе. Юная актриса вернулась в данную хоррор-серию в четвертой, пятой и шестой частях, при этом каждый раз у нее была новая роль.
«Ключ от преисподней» (2015)
Пятеро полицейских — Арда (Гёркем Касал), Ремзи (Эргун Куюджу), Сабо (Сабахаттин Якут), Апо (Фатих Докгёз) и Явуз (Мухаррем Байрак) — во время застольной беседы в баре получают экстренный вызов в место с темной славой. По дороге они сбили какого-то человека, а их машина благополучно утонула. Но вызов есть вызов, и копы проследовали дальше, в самое сердце тьмы, откуда многие из них уже не вернутся живыми. Сюрреалистический фильм Джана Эвренола прикидывается миксом Стивена Спилберга, Квентина Тарантино, Дарио Ардженто и Синдзи Миками, и, как ни странно, это не раздражает. После вступления с маленьким мальчиком и телевизионными помехами, взятыми из «Полтергейста», сюжет плавно переходит к разговорам а ля «Бешеные псы», а вторая половина картины полностью погружает нас в мир «Инферно» и игры The Evil Within. Благодаря ленте, получившей пять наград, можно ознакомиться с современными реалиями Турции, раздираемой внутренними противоречиями.
«Собственник» (2017)
Десятисерийная мистическая драма Альпера Местчи следует за доктором Фундой Гюрай, после самоубийства новоиспеченного супруга в брачную ночь уехавшей искать душевного покоя в родную деревню. По прибытии она знакомится с учителем Бараном Акбулутом, и между ними пробегает искра. Однако быть вместе им не суждено, поскольку оба связаны с детства одним проклятием. Режиссер наконец-то получил карт-бланш для того, чтобы полностью отдаться макабру и выплеснуть на малый экран все свои идеи. В сериале нашлось место ведьме, всевозможным духам и монстрам, высшим силам, исламским поверьям, неизбежному року, заклятиям и проклятиям, хотя на первом плане всегда мелодрамы и вечно пожирающие друг друга глазами главные герои под соответствующую мелодию. И все же это не мешает пропитаться духом суеверий турецкой глубинки, напоминающей своей темной стороной «Твин Пикс».
«Дети вверены тебе» (2018)
Чаан Ырмак поставил мистическую мелодраму о неунывающем декораторе Кереме (Энгин Акюрек), чья жизнь пошла прахом, когда он попал в автокатастрофу, в результате которой погибли его невеста Хилал Алтинбилек и малолетний сорванец, выбежавший на дорогу. Суд признал его невиновным в смерти мальчика, и спустя некоторое время он приехал в деревню, чтобы развеять свою тоску и избавиться от призрака погибшего. Ему предлагают обратиться к одной старой женщине (Шериф Сезер), пообещав, что она избавит его от постоянного попутчика с того света. В итоге герой оказался связанным во дворе ее дома, осаждаемого злым духом, вырвавшимся из глубин его памяти. Несмотря на типичные для турецкой хоррор-индустрии аляповатые спецэффекты, картина оставляет после себя неплохое послевкусие благодаря толково рассказанной детективной истории и неплохим актерским работам.
«Антенна» (2019)
Действие фильма Орчуна Бехрама происходит в антиутопической Турции, где граждане находятся под постоянным контролем своего правительства даже в собственных домах. События крутятся вокруг смотрителя многоэтажки Ихсана Онала, который дружит с мечтающей сбежать от родителей юной жительницей дома Гюль Ариджи. К ним приезжает рабочий с целью установить на крышу мрачную антенну, но разбивается насмерть. Это служит началом целой цепи необъяснимых смертей и странных явлений, намекающих на киберпанк, а повсюду появляется некая черная субстанция, погружающая жильцов во мрак. Картина, не лишенная оригинальности, отмечена четырьмя призами международного фестиваля в Стамбуле и другими наградами. Не путать с бесподобной аргентинской «Антенной» Эстебана Сапира.
«Джинн» (2019)
Хоррор Айтекина Биркона крутится вокруг красивой женщины (Йелиз Аккая) и ее идеальной семьи. Ее жизнь принимает мрачный оборот, когда она просыпается и понимает, что ночью жестоко убила мужа, и из-за включенной веб-камеры это видела вся страна. С помощью своего бывшего (Эмре Башер), который на счастье служит в правоохранительных органах, героиня сбегает от полиции, чтобы разобраться, что заставило ее пойти на убийство. Под конец лента обретает черты научной фантастики, поскольку выясняется, что женщина причастна к созданию кое-чего посерьезнее, чем заявленный в названии джинн.
«Портрет красоты» (2019)
Личный фаворит автора этих строк среди всех представленных работ. Мистический триллер Умура Турагая погружает нас в богемный мир искусства и постепенно подводит к мысли о темной изнанке творчества, картин, скульптур и других идеальных образцов, создаваемых художниками. По сюжету героиня Бурчин Терзиоглу вместе с дочкой и новым мужем Бирканом Сокуллу возвращается из-за границы в родной Стамбул, когда узнает о смерти отца, признанного живописца. Полицейский Серкан Кескин пытается выведать у нее, были ли у погибшего враги, и быстро понимает, что она что-то недоговаривает. Тем временем в отчем доме появляется его бывшая домработница — молодая красавица Мелиса Шенолсун, и семейство решает пока оставить ее у себя. Вскоре главную героиню начинают преследовать призрак одной из натурщиц и всевозможные странные видения, и это приводит ее в полубезумное состояние. Фильм хорошо обыгрывает ассоциации, навеянные «Портретом Дориана Грея», и может доставить удовольствие тем, кто любит неожиданные развязки. Да и сами полотна погибшего художника вполне способны вызвать дрожь и трепет.
P.S. Продолжение темы последует в новом 2023 году.
Макс Милиан
Понравилось:
Автор: Евгения
Комментариев: 0
Надо знать.
Тото Кутуньо (Toto Cutugno)

Биография Тото Кутуньо Тото Кутуньо – один из тех исполнителей, чье творчество четко ассоциируется с определенной эпохой. Его любили, ему подражали, по нему сходили с ума. Сегодня, кажется, он уже отошел от дел и практически не появляется на большой сцене. Однако его имя все еще так же, как и много
→ Подробнее:)

Мы в соц. сетях
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
Сегодня
«Всё о Шоу Бизнесе» - самые популярные новости кино.
Начнем с того, что на сайте общаются сотни людей, разных религий и взглядов, и все они являются полноправными посетителями нашего сайта, поэтому если мы хотим чтобы это сообщество людей функционировало нам и необходимы правила.
Мы настоятельно рекомендуем прочитать настоящие правила, это займет у вас всего минут пять, но сбережет нам и вам время и поможет сделать сайт более интересным и организованным. Начнем с того, что на нашем сайте нужно вести себя уважительно ко всем посетителям сайта.
Не надо оскорблений по отношению к участникам, это всегда лишнее.
Лучшие посты
Недавние посты
Сегодня в топе

