«Живые и мёртвые» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1964 году режиссёром Александром Столпером по первой части одноимённого романа Константина Симонова. Премьера фильма состоялась 24 февраля 1964 года. В 1967 году Александр Столпер снял продолжение фильма «Живые и мёртвые» — фильм «Возмездие».
Действие фильма разворачивается во временном отрезке с первых дней Великой Отечественной войны и до середины зимы 1941-1942 годов, до начала контрнаступления советских войск под Москвой. Находившийся в отпуске корреспондент армейской военной газеты Иван Синцов (Кирилл Лавров) с началом войны возвращается в свою часть, расположенную в Белоруссии. Однако доехать до части ему не удаётся, уже в первые дни под натиском фашистов наши войска отступают. Вместо своей части он попадает на сборный пункт в городе Борисов. Там его направляют в штаб вместе с другим офицером. Они выходят на дорогу поодаль друг от друга, чтобы проголосовать и с попутной машиной доехать до Орши. Но в это время налетает вражеская авиация и его попутчика и машину, которую он только что остановил, разносит взрывом авиабомбы. Синцов попадает в другую военную газету, расположенную в Могилёве, а затем в два окружения — под Могилёвом в июле и под Ельней в октябре 1941-го…
В главных ролях:
Кирилл Лавров — старший политрук Иван Синцов, корреспондент военной газеты
Анатолий Папанов — генерал Фёдор Фёдорович Серпилин Алексей Глазырин — Алексей Денисович Малинин, политрук роты Олег Ефремов — капитан/майор/полковник Иванов Людмила Крылова — военврач Татьяна Николаевна Овсянникова Лев Любецкий — батальонный комиссар Сергей Николаевич Шмаков Людмила Любимова — Маша Синцова, жена главного героя Награды: Марка России 2001 года. Анатолий Папанов в фильме «Живые и мёртвые» Главная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964) Премия на Международном кинофестивале в Акапулько (1964) Премия на ВКФ в Ленинграде (1964) Прототипы главных героев фильма. Протопипом военного фотокорреспондента «Известий» Мишки Вайнштейна был погибший в мае 1942 года в «Барвенковском котле» фронтовой друг К. Симонова, военный фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн. В предисловии к трилогии «Живые и мёртвые» 1976 года издания Константин Симонов написал о роли А. Папанова в формировании образа генерала Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов». Прототип комбрига Серпилина — командир 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса полковник Кутепов, Семён Фёдорович. Интересные факты Герои фильма неоднократно упоминают о репрессиях военного командования перед Великой Отечественной войной. В частности, генерал Серпилин упоминает, что был в тюрьме. Во время съёмок ради удачного кадра была взорвана церковь XIX века в селе Батыево во Владимирской области. В фильме полностью отсутствует музыкальное сопровождение. В сцене, когда Синцов едет в кузове грузовика с солдатами, участвует В. С. Высоцкий и произносит только одну реплику. Фильм «Живые и мертвые» имел успех. Это была правда о войне, которую знали ее участники, но не пропагандировали историки и публицисты. Маршал Конев писал: "В память павших и во имя жизни сделана эта картина. И хотя война поделила ее героев на живых и мертвых, все они остаются в памяти зрителей как живые, в одном строю с живыми". Картину приняли все, кроме генштаба и политуправления Советской армии. Слишком уж мощно прозвучала человеческая тема среди победных фанфар, за которыми почти на двадцать лет были как бы забыты и горькие месяцы первых отступлений и окружений, и многие жертвы, и подвиг солдата. Французская «Монд» писала: «"Живые и мертвые" не просто "военный фильм". И в историческом повествовании, и в трактовке характеров нет ничего лубочного. Люди выполняют свой долг и, может быть, больше, чем долг. Они умирают, но не скрывают от нас, что хотели бы жить. Это полная противоположность героическим эпопеям с описанием жизни святых, вроде "Падения Берлина". Это хроника воины, которая стоила СССР семнадцати миллионов погибших».
«Живые и мёртвые» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1964 году режиссёром Александром Столпером по первой части одноимённого романа Константина Симонова. Премьера фильма состоялась 24 февраля 1964 года. В 1967 году Александр Столпер снял продолжение фильма «Живые и мёртвые» — фильм «Возмездие». Действие фильма разворачивается во временном отрезке с первых дней Великой Отечественной войны и до середины зимы 1941-1942 годов, до начала контрнаступления советских войск под Москвой. Находившийся в отпуске корреспондент армейской военной газеты Иван Синцов (Кирилл Лавров) с началом войны возвращается в свою часть, расположенную в Белоруссии. Однако доехать до части ему не удаётся, уже в первые дни под натиском фашистов наши войска отступают. Вместо своей части он попадает на сборный пункт в городе Борисов. Там его направляют в штаб вместе с другим офицером. Они выходят на дорогу поодаль друг от друга, чтобы проголосовать и с попутной машиной доехать до Орши. Но в это время налетает вражеская авиация и его попутчика и машину, которую он только что остановил, разносит взрывом авиабомбы. Синцов попадает в другую военную газету, расположенную в Могилёве, а затем в два окружения — под Могилёвом в июле и под Ельней в октябре 1941-го… В главных ролях: Кирилл Лавров — старший политрук Иван Синцов, корреспондент военной газеты Анатолий Папанов — генерал Фёдор Фёдорович Серпилин Алексей Глазырин — Алексей Денисович Малинин, политрук роты Олег Ефремов — капитан/майор/полковник Иванов Людмила Крылова — военврач Татьяна Николаевна Овсянникова Лев Любецкий — батальонный комиссар Сергей Николаевич Шмаков Людмила Любимова — Маша Синцова, жена главного героя Награды: Марка России 2001 года. Анатолий Папанов в фильме «Живые и мёртвые» Главная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964) Премия на Международном кинофестивале в Акапулько (1964) Премия на ВКФ в Ленинграде (1964) Прототипы главных героев фильма. Протопипом военного фотокорреспондента «Известий» Мишки Вайнштейна был погибший в мае 1942 года в «Барвенковском котле» фронтовой друг К. Симонова, военный фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн. В предисловии к трилогии «Живые и мёртвые» 1976 года издания Константин Симонов написал о роли А. Папанова в формировании образа генерала Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов». Прототип комбрига Серпилина — командир 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса полковник Кутепов, Семён Фёдорович. Интересные факты Герои фильма неоднократно упоминают о репрессиях военного командования перед Великой Отечественной войной. В частности, генерал Серпилин упоминает, что был в тюрьме. Во время съёмок ради удачного кадра была взорвана церковь XIX века в селе Батыево во Владимирской области. В фильме полностью отсутствует музыкальное сопровождение. В сцене, когда Синцов едет в кузове грузовика с солдатами, участвует В. С. Высоцкий и произносит только одну реплику. Фильм «Живые и мертвые» имел успех. Это была правда о войне, которую знали ее участники, но не пропагандировали историки и публицисты. Маршал Конев писал: "В память павших и во имя жизни сделана эта картина. И хотя война поделила ее героев на живых и мертвых, все они остаются в памяти зрителей как живые, в одном строю с живыми". Картину приняли все, кроме генштаба и политуправления Советской армии. Слишком уж мощно прозвучала человеческая тема среди победных фанфар, за которыми почти на двадцать лет были как бы забыты и горькие месяцы первых отступлений и окружений, и многие жертвы, и подвиг солдата. Французская «Монд» писала: «"Живые и мертвые" не просто "военный фильм". И в историческом повествовании, и в трактовке характеров нет ничего лубочного. Люди выполняют свой долг и, может быть, больше, чем долг. Они умирают, но не скрывают от нас, что хотели бы жить. Это полная противоположность героическим эпопеям с описанием жизни святых, вроде "Падения Берлина". Это хроника воины, которая стоила СССР семнадцати миллионов погибших».