Звезда пленительного счастья — художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён, снятый в 1975 году. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича, его жены Трубецкой Екатерины Ивановны (урождённой Катрин Лаваль), князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской Марии Николаевны (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль).
В качестве названия фильма взята строка из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву».
Звезда пленительного счастья
Сюжет:
В большей своей части фильм посвящен подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями. Сюжет во многом следует за книгой Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд», иногда перекликаясь с поэмой Н. А. Некрасова «Русские женщины». В центре повествования — судьба декабриста Анненкова, роль которого блестяще исполнил Игорь Костолевский (это его первая практически главная роль). Наравне с Анненковым в центре сюжета находятся Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко) и Мария Волконская (Наталья Бондарчук), и их борьба за право ехать к своим мужьям в Сибирь. Сцены восстания декабристов, следствия по их делу, казни пятерых декабристов занимают значительную часть фильма. О некоторых историях из жизни главных героев и героинь, фильм рассказывает лирическими воспоминаниями, которые весьма впечатляющи. Отвлечений от основной сюжетной линии нет, и это позволило режиссёру создать целостную картину и восстания, и следствия, и путешествия декабристок. В ролях: Ирина Купченко — Екатерина Ивановна Трубецкая, княгиня Алексей Баталов — Сергей Петрович Трубецкой, князь Наталья Бондарчук — Мария Волконская, княгиня Олег Стриженов — Сергей Григорьевич Волконский, князь Интересные факты: Отец Василия Ливанова актёр Борис Ливанов тоже сыграл роль Николая I в фильме «Глинка» (1946). Судьба Ивана Анненкова и Полины Гёбль впервые была изображена в фильме «Декабристы» 1927 г. Исторические неточности в фильме Сцена выноса портрета С. Г. Волконского из Военной галереи Зимнего дворца не могла происходить в действительности, так как Военная галерея была открыта лишь 25 декабря 1826 года, через год после восстания декабристов. Портрет Волконского действительно был написан для галереи в 1823 году, но, по понятной причине, не был в ней размещён. Портрет находился в запасниках Зимнего дворца до начала XX века, когда был обнаружен, и вследствие изменения отношения к восстанию декабристов в обществе, в частности, в императорской семье, возвращён в галерею. В сюртуках не танцевали на балу. Белых мундиров с длинными фалдами, как у Костолевского, в Кавалергардском полку не существовало. Строевой мундир, под названием колет, носили только на службе, и у него были короткие фалды, а для ношения вне службы полагалось два вицмундира с длинными фалдами: один — тёмно-зелёный, повседневный, другой — красный, праздничный или бальный. Брат Анненкова, Григорий, был убит на дуэли не в 1826, а в 1824 году. Николай I никогда не имел ордена Св. Георгия III степени.
Звезда пленительного счастья — художественный фильм Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жён, снятый в 1975 году. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича, его жены Трубецкой Екатерины Ивановны (урождённой Катрин Лаваль), князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской Марии Николаевны (урождённой Раевской), а также поручика Ивана Анненкова и его жены Прасковьи Анненковой (урождённой Полины Гёбль). В качестве названия фильма взята строка из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву». Звезда пленительного счастья Сюжет: В большей своей части фильм посвящен подвигу жён декабристов, последовавших в ссылку за своими мужьями. Сюжет во многом следует за книгой Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд», иногда перекликаясь с поэмой Н. А. Некрасова «Русские женщины». В центре повествования — судьба декабриста Анненкова, роль которого блестяще исполнил Игорь Костолевский (это его первая практически главная роль). Наравне с Анненковым в центре сюжета находятся Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко) и Мария Волконская (Наталья Бондарчук), и их борьба за право ехать к своим мужьям в Сибирь. Сцены восстания декабристов, следствия по их делу, казни пятерых декабристов занимают значительную часть фильма. О некоторых историях из жизни главных героев и героинь, фильм рассказывает лирическими воспоминаниями, которые весьма впечатляющи. Отвлечений от основной сюжетной линии нет, и это позволило режиссёру создать целостную картину и восстания, и следствия, и путешествия декабристок. В ролях: Ирина Купченко — Екатерина Ивановна Трубецкая, княгиня Алексей Баталов — Сергей Петрович Трубецкой, князь Наталья Бондарчук — Мария Волконская, княгиня Олег Стриженов — Сергей Григорьевич Волконский, князь Интересные факты: Отец Василия Ливанова актёр Борис Ливанов тоже сыграл роль Николая I в фильме «Глинка» (1946). Судьба Ивана Анненкова и Полины Гёбль впервые была изображена в фильме «Декабристы» 1927 г. Исторические неточности в фильме Сцена выноса портрета С. Г. Волконского из Военной галереи Зимнего дворца не могла происходить в действительности, так как Военная галерея была открыта лишь 25 декабря 1826 года, через год после восстания декабристов. Портрет Волконского действительно был написан для галереи в 1823 году, но, по понятной причине, не был в ней размещён. Портрет находился в запасниках Зимнего дворца до начала XX века, когда был обнаружен, и вследствие изменения отношения к восстанию декабристов в обществе, в частности, в императорской семье, возвращён в галерею. В сюртуках не танцевали на балу. Белых мундиров с длинными фалдами, как у Костолевского, в Кавалергардском полку не существовало. Строевой мундир, под названием колет, носили только на службе, и у него были короткие фалды, а для ношения вне службы полагалось два вицмундира с длинными фалдами: один — тёмно-зелёный, повседневный, другой — красный, праздничный или бальный. Брат Анненкова, Григорий, был убит на дуэли не в 1826, а в 1824 году. Николай I никогда не имел ордена Св. Георгия III степени.