— советский кинофильм режиссёра Эльдара Рязанова 1982 года. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года.
Морозный зимний вечер. В исправительно-трудовой колонии, расположенной где-то в Сибири, проходит вечерняя поверка. По окончании поверки Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена и сняла комнату в поселке в десяти километрах от ИТК, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он имеет право отказаться пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства — нет. Его отпустили до утренней поверки, предупредив, что опоздание будет расцениваться как побег. И пока Платон идёт от колонии до поселка, ему вспоминается то, что произошло незадолго до его осуждения.
В тот день, к которому обратилась память Платона, он ехал в город Грибоедов на поезде Москва — Алма-Ата, чтобы повидать отца, прежде чем идти под суд. На промежуточной станции Заступинск, где стоянка поезда 20 минут, он зашёл в привокзальный ресторан, чтобы пообедать. Поданный обед оказался столь омерзительным, что он не стал всего этого есть и решил уйти. Но официантка Вера потребовала оплаты и, несмотря на его уверения, что он ничего не ел, помешала ему уйти из ресторана, в результате чего Платон отстал от своего поезда. В ожидании следующего состава Платон становится свидетелем того, как к Вере приезжает её любовник, проводник Андрей. Помимо прочего, он привез два чемодана дынь, чтобы Вера «реализовала» их на местном рынке. Андрей уединился с Верой в купе поезда и на это время попросил Платона постеречь дыни, а чтобы тот их не украл, взял у Платона в залог паспорт. Однако, стоянку поезда сократили, Андрей в суматохе забыл отдать документ Платону и увез паспорт с собой. Таким образом, Платон не может сесть на следующий поезд и вынужден остаться в Заступинске на два дня — пока Андрей, возвращаясь, не вернет ему паспорт.
В течение всего дня Платон и Вера несколько раз пересекаются на вокзале. Вера чувствует за собой вину в том, что Платон отстал от поезда и в том, что он не может ехать дальше. В конце концов они мирятся. Вечером того же дня Вера опоздала на последний автобус и тоже вынуждена остаться ночевать на вокзале, разделив с Платоном участь и «царский» ужин — деликатесы со свадебного банкета, доставшиеся Вере. Ночью у спящего на вокзале Платона карманник вытаскивает бумажник. Теперь Платон остаётся не только без документов, но и без денег. Чтобы как-то «перебиться», он вынужден торговать на рынке дынями по спекулятивной цене, теми самыми, что привез для реализации Андрей. Вечером он приглашает Веру в ресторан, оплачивая ужин деньгами, которые он зарабатывает тут же — играя на пианино с великодушного разрешения местного «лабуха» Саши.
Платон и Вера объясняются друг другу в своих чувствах. Платон показал Вере свою жену — ведущую прогноза погоды в прямом эфире по телевизору, и рассказывает, как его жена сбила на автомобиле человека насмерть и он взял её вину на себя, сказав милиции, что за рулем находился он. Теперь Платон ждет суда, находясь под подпиской о невыезде, и в Грибоедов он поехал тайно, чтобы повидать тяжело больного отца, которого боится не застать в живых после освобождения. Вера не выдерживает и тайно идет звонить жене Платона, чтобы убедить её не губить жизнь другого человека. Жена Платона отрицает свою вину и сваливает все на мужа. Ночь после ресторана Платон и Вера проводят в разных купе отцепленного вагона, находящегося в депо. На следующее утро по расписанию приезжает Андрей и возвращает Платону паспорт. Тогда же Вера говорит ему, что бросает его ради Платона. Между Андреем и Платоном происходит драка, окончившаяся вызовом милиции, конфликт с которой улаживает хваткий Андрей. Платон уезжает из Заступинска. На этом воспоминания Платона заканчиваются, как заканчивается и его дорога до поселка. Платон забирает в мастерской аккордеон и, нехотя, идет поздороваться с женой. Но, найдя нужную избу, он обнаруживает, что, назвавшись его женой, на свидание на самом деле приехала Вера. Несмотря на то, что Платону нельзя опоздать на утреннюю поверку, звонка будильника ни Платон, ни Вера не услышали. Когда они просыпаются — у них осталось всего 1 час 20 минут до начала поверки. Платон вынужден бежать десять километров к колонии, неся на себе ещё и тяжелый аккордеон. Вера бежит вместе с ним, не желая бросать любимого. Остаётся совсем чуть-чуть, но сил больше нет, тем более Платон на бегу ещё и сильно подвернул ногу, и она у него страшно болела. И тогда, по совету Веры, Платон начинает играть на аккордеоне. На тюремном дворе слышат эти звуки и засчитывают Платону прибытие на утреннюю поверку. Олег Басилашвили — Платон Рябинин Людмила Гурченко — Вера Нефёдова Никита Михалков — проводник Андрей Александр Ширвиндт — пианист Шурик Нонна Мордюкова — «дядя Миша» Татьяна Догилева — Мариша, дежурная в «Интуристе» Анастасия Вознесенская — Юля, дежурная в «Интуристе» Михаил Кононов — Николаша, милиционер Виктор Борцов — пьяный посетитель ресторана Алла Будницкая — жена Платона Ольга Волкова — Виолетта Татьяна Игнатова — любовница продавца дынь Алексей Коняшин — бородатый швейцар Владимир Мышкин — недовольный посетитель ресторана Нина Палладина — вздорная женщина на рынке, покупательница дынь Александр Пятков — охранник в лагере Эльдар Рязанов — заместитель начальника вокзала Станислав Садальский — человек с карбюратором Анатолий Скорякин — комендант Анна Фроловцева — официантка Темур Юнусов — продавец дынь Раиса Этуш — официантка Люда Съёмочная группа Автор сценария: Эмиль Брагинский Режиссёр: Эльдар Рязанов Оператор: Вадим Алисов Художник: Александр Борисов Композитор: Андрей Петров Текст песни: Эльдар Рязанов Дирижёр: Сергей Скрипка Монтаж: Валерия Белова Директор: Лазарь Милькис Финальные кадры картины — сцена, где главные герои идут по полю к колонии, снималась, по словам Людмилы Гурченко, «где-то в Люберцах» при 28-градусном морозе. В советские времена осуждённый за ДТП со смертельным исходом должен был бы отбывать срок в колонии-поселении, где ему могли позволить жить с семьёй, а не в режимной колонии, показанной в фильме. Сцена проверки осуждённых в колонии содержит ряд неточностей. Так, офицеры проводят сверку по спискам в неких тетрадях, хотя, в реальной жизни для этого используются картонные карточки с фотографией осуждённого и его данными. Ряд сцен снимался на Витебском вокзале в Ленинграде. Кадры же с прибытием и отправлением поездов были сделаны на Рижском вокзале Москвы, который является тупиковым, хотя по сюжету вокзал транзитный. Многие сцены на перроне, а также проход главной героини по мосту снимались на станции Лосиноостровская. История человека, взявшего на себя вину в дорожном происшествии, списана с композитора Микаэла Таривердиева и его возлюбленной, актрисы Людмилы Максаковой. Таривердиев был осужден на два года. Но поскольку, следствие, а затем и суд, длились два года, Таривердиев был освобожден по амнистии. Людмила Максакова излагает свою версию событий, согласно которой за рулём сидел Таривердиев, причём у этого были свидетели.История с опаздыванием из увольнения тоже взята из жизни: в 1953 году Ярослава Смелякова, отбывавшего наказание в лагере, отпустили на встречу с друзьями за несколько километров от зоны; наутро он проспал подъём и не успевал на поверку, так что друзья помогали ему добраться до места. Мелодия, которую в течение дня напевает официантка Вера — это песня Raindrops Keep Fallin' on My Head, написанная композитором Бертом Бакараком к фильму «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». В Советском Союзе была популярна французская версия песни — Toute la pluie tombe sur moi в исполнении Саши Дистеля. В фильме также использованы фрагменты песен «Яблони в цвету» Мартынова, «Старинные часы» Паулса, «Москва — Одесса» Высоцкого с ансамблем «Мелодия» под управлением Г. Гараняна и других. Фотография покойного мужа «Дяди Миши», висящая на стене, это Вадим Спиридонов в роли Федора Савельева из кинофильма «Вечный зов». В фильме использовался телевизор фирмы Sony и один из первых видеомагнитофонов стандарта VHS японской компании Japan Victor Company (JVC), модели HR-3300. Героиня Нонны Мордюковой («Дядя Миша») демонстрирует видеомагнитофон на записи выступления мозамбикского певца Африка Симона. Играет песня Hafanana. Когда персонажи Л. Гурченко и О. Басилашвили находятся в гостях у «Дяди Миши» (Н. Мордюкова), бусы на шее последней постоянно меняют свое положение. На общих и на крупных планах они располагаются на отражения членов съемочной группы. В сцене на вокзале, где герои Гурченко и Басилашвили доедают остатки свадебного банкета, на столе то появляется, то исчезает стакан. В фильме мелькает троллейбус с номером 5450. То есть, пятый троллейбусный парк, машина номер 450. Такое количество машин могло быть только в городе с населением около двух миллионов человек. Это объясняется тем, что съёмки шли в Москве. Однако, по сюжету, это маленький провинциальный городок. Фильм очень понравился Андропову Ю. В. Считается, что после просмотра, без представления Андропов подписал указ о присвоении звания народной артистки СССР Людмиле Гурченко. Фестивали и призы 1983 — XVI ВКФ в Ленинграде: Приз за женскую роль (Людмила Гурченко), Приз за вклад в развитие советской кинокомедии (Эльдар Рязанов) 1983 — «Лучший фильм года» и «Лучшая актриса года» по опросу журнала «Советский экран» 1984 — Приз критики «Варшавская сирена» лучшему зарубежному фильму года в Польше Участие в кинофестивалях 1983 — МКФ в Каннах (Франция) 2000 — Фестиваль русского кино в Онфлёре (Франция) 2004 — КФ русских фильмов «Юниверкино» в Нанте (Франция) 2007 — Русское кино в кинотеатре «Arlequin» в Париже (Франция) 2009 — КФ «Спутник над Польшей» в Варшаве (Польша) 2010 — Фестиваль «Русское возрождение» в Сиднее (Австралия) 2012 — КФ «Спутник над Польшей» в Варшаве (Польша) Чтоб я ел вот это?! Это уже один раз ели! — Вы мегера! Из ваших рук я не стану есть до конца своей жизни! — Шурик, что я ему такого сделала? — Я бы его убил подносом! По-моему, эта курица при жизни работала официанткой в вашем ресторане. — Да, как вас зовут, девушка? — Девушка. Девушка неприступная, особенно для транзитников. — Я вовсе не собирался идти на приступ этой крепости. — Зачем вам столько шампуня? Будете в суп клиентам подливать? — Вам бы — с удовольствием. Сама, сама, сама! Не в ресторане, самообслуживание! Тайм из мани! А Герка ещё — ой! — зубами маялся… Всю ночь. Я ему говорю: «Герка, возьми сто грамм-то!» А он говорит: «Сто грамм не стоп-кран: дёрнешь — не остановишься!» Сократили! Всё равно бы не успели. Эх, едрить твою мать! Поезда опаздывают, стоянки сокращают… Никакой личной жизни! — Андрей — человек порядочный! — Спекулянт ваш Андрей! — Спекулянт тоже может быть порядочным человеком! — Шурик, спасибо тебе за песню, милый. — Какая кухня, такая и песня. — Они у меня в разных районах живут, ну, я и подала два заявления в разные ЗАГСы. Представляешь, Вера, две свадьбы — и обе на четверг. — Только у нас такое бывает! Люди добрые, это мой дебют на базаре! — Дорогие товарищи, у моего мужа сегодня юбилей. — Радостно. — Не могли бы вы сыграть для него «Умирающего лебедя»? Вы настоящая, вы естественная… Да! Мне с вами легко! Да вы себе просто цены не знаете! Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил? — Кто это вас так разукрасил? — А это, Николаш, пианист из самодеятельности. Видишь, чечётку по столам бил. — Откуда это у вас синяк под глазом, товарищ пианист? — А он, Николаш, в салат ногой попал, поскользнулся. А это тебе, Мендельсон… супермен!.. на лечение. Может, к свадьбе оклемаисси. Ты, Вера Николавна, глупая женщина! Во: (стучит себе по голове). В Москву? К той, которая по телевизору про погоду врёт? — Что ты так на меня смотришь? — Боюсь, что еды не хватит. — Зря ты сюда приехала. Ничего у нас с тобой не выйдет. — Почему? — Опять неравенство. Ты у нас кто? — Официантка. — Официантка!.. А я всего-навсего шнырь. «Шнырь» по-нашему уборщица. — Как уборщица? Уборщица? Как же я промахнулась! Ехала к пианисту, а приехала к уборщице? — Да. Я тебе не ровня. А котлетка-то у вас подгорела. http://ru.wikipedia.org/
— советский кинофильм режиссёра Эльдара Рязанова 1982 года. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Морозный зимний вечер. В исправительно-трудовой колонии, расположенной где-то в Сибири, проходит вечерняя поверка. По окончании поверки Платону Рябинину сообщают, что к нему приехала жена и сняла комнату в поселке в десяти километрах от ИТК, а также велят зайти в местную мастерскую за аккордеоном. Он имеет право отказаться пойти на свидание, но отказаться выполнить поручение начальства — нет. Его отпустили до утренней поверки, предупредив, что опоздание будет расцениваться как побег. И пока Платон идёт от колонии до поселка, ему вспоминается то, что произошло незадолго до его осуждения. В тот день, к которому обратилась память Платона, он ехал в город Грибоедов на поезде Москва — Алма-Ата, чтобы повидать отца, прежде чем идти под суд. На промежуточной станции Заступинск, где стоянка поезда 20 минут, он зашёл в привокзальный ресторан, чтобы пообедать. Поданный обед оказался столь омерзительным, что он не стал всего этого есть и решил уйти. Но официантка Вера потребовала оплаты и, несмотря на его уверения, что он ничего не ел, помешала ему уйти из ресторана, в результате чего Платон отстал от своего поезда. В ожидании следующего состава Платон становится свидетелем того, как к Вере приезжает её любовник, проводник Андрей. Помимо прочего, он привез два чемодана дынь, чтобы Вера «реализовала» их на местном рынке. Андрей уединился с Верой в купе поезда и на это время попросил Платона постеречь дыни, а чтобы тот их не украл, взял у Платона в залог паспорт. Однако, стоянку поезда сократили, Андрей в суматохе забыл отдать документ Платону и увез паспорт с собой. Таким образом, Платон не может сесть на следующий поезд и вынужден остаться в Заступинске на два дня — пока Андрей, возвращаясь, не вернет ему паспорт. В течение всего дня Платон и Вера несколько раз пересекаются на вокзале. Вера чувствует за собой вину в том, что Платон отстал от поезда и в том, что он не может ехать дальше. В конце концов они мирятся. Вечером того же дня Вера опоздала на последний автобус и тоже вынуждена остаться ночевать на вокзале, разделив с Платоном участь и «царский» ужин — деликатесы со свадебного банкета, доставшиеся Вере. Ночью у спящего на вокзале Платона карманник вытаскивает бумажник. Теперь Платон остаётся не только без документов, но и без денег. Чтобы как-то «перебиться», он вынужден торговать на рынке дынями по спекулятивной цене, теми самыми, что привез для реализации Андрей. Вечером он приглашает Веру в ресторан, оплачивая ужин деньгами, которые он зарабатывает тут же — играя на пианино с великодушного разрешения местного «лабуха» Саши. Платон и Вера объясняются друг другу в своих чувствах. Платон показал Вере свою жену — ведущую прогноза погоды в прямом эфире по телевизору, и рассказывает, как его жена сбила на автомобиле человека насмерть и он взял её вину на себя, сказав милиции, что за рулем находился он. Теперь Платон ждет суда, находясь под подпиской о невыезде, и в Грибоедов он поехал тайно, чтобы повидать тяжело больного отца, которого боится не застать в живых после освобождения. Вера не выдерживает и тайно идет звонить жене Платона, чтобы убедить её не губить жизнь другого человека. Жена Платона отрицает свою вину и сваливает все на мужа. Ночь после ресторана Платон и Вера проводят в разных купе отцепленного вагона, находящегося в депо. На следующее утро по расписанию приезжает Андрей и возвращает Платону паспорт. Тогда же Вера говорит ему, что бросает его ради Платона. Между Андреем и Платоном происходит драка, окончившаяся вызовом милиции, конфликт с которой улаживает хваткий Андрей. Платон уезжает из Заступинска. На этом воспоминания Платона заканчиваются, как заканчивается и его дорога до поселка. Платон забирает в мастерской аккордеон и, нехотя, идет поздороваться с женой. Но, найдя нужную избу, он обнаруживает, что, назвавшись его женой, на свидание на самом деле приехала Вера. Несмотря на то, что Платону нельзя опоздать на утреннюю поверку, звонка будильника ни Платон, ни Вера не услышали. Когда они просыпаются — у них осталось всего 1 час 20 минут до начала поверки. Платон вынужден бежать десять километров к колонии, неся на себе ещё и тяжелый аккордеон. Вера бежит вместе с ним, не желая бросать любимого. Остаётся совсем чуть-чуть, но сил больше нет, тем более Платон на бегу ещё и сильно подвернул ногу, и она у него страшно болела. И тогда, по совету Веры, Платон начинает играть на аккордеоне. На тюремном дворе слышат эти звуки и засчитывают Платону прибытие на утреннюю поверку. Олег Басилашвили — Платон Рябинин Людмила Гурченко — Вера Нефёдова Никита Михалков — проводник Андрей Александр Ширвиндт — пианист Шурик Нонна Мордюкова — «дядя Миша» Татьяна Догилева — Мариша, дежурная в «Интуристе» Анастасия Вознесенская — Юля, дежурная в «Интуристе» Михаил Кононов — Николаша, милиционер Виктор Борцов — пьяный посетитель ресторана Алла Будницкая — жена Платона Ольга Волкова — Виолетта Татьяна Игнатова — любовница продавца дынь Алексей Коняшин — бородатый швейцар Владимир Мышкин — недовольный посетитель ресторана Нина Палладина — вздорная женщина на рынке, покупательница дынь Александр Пятков — охранник в лагере Эльдар Рязанов — заместитель начальника вокзала Станислав Садальский — человек с карбюратором Анатолий Скорякин — комендант Анна Фроловцева — официантка Темур Юнусов — продавец дынь Раиса Этуш — официантка Люда Съёмочная группа Автор сценария: Эмиль Брагинский Режиссёр: Эльдар Рязанов Оператор: Вадим Алисов Художник: Александр Борисов Композитор: Андрей Петров Текст песни: Эльдар Рязанов Дирижёр: Сергей Скрипка Монтаж: Валерия Белова Директор: Лазарь Милькис Финальные кадры картины — сцена, где главные герои идут по полю к колонии, снималась, по словам Людмилы Гурченко, «где-то в Люберцах» при 28-градусном морозе. В советские времена осуждённый за ДТП со смертельным исходом должен был бы отбывать срок в колонии-поселении, где ему могли позволить жить с семьёй, а не в режимной колонии, показанной в фильме. Сцена проверки осуждённых в колонии содержит ряд неточностей. Так, офицеры проводят сверку по спискам в неких тетрадях, хотя, в реальной жизни для этого используются картонные карточки с фотографией осуждённого и его данными. Ряд сцен снимался на Витебском вокзале в Ленинграде. Кадры же с прибытием и отправлением поездов были сделаны на Рижском вокзале Москвы, который является тупиковым, хотя по сюжету вокзал транзитный. Многие сцены на перроне, а также проход главной героини по мосту снимались на станции Лосиноостровская. История человека, взявшего на себя вину в дорожном происшествии, списана с композитора Микаэла Таривердиева и его возлюбленной, актрисы Людмилы Максаковой. Таривердиев был осужден на два года. Но поскольку, следствие, а затем и суд, длились два года, Таривердиев был освобожден по амнистии. Людмила Максакова излагает свою версию событий, согласно которой за рулём сидел Таривердиев, причём у этого были свидетели.История с опаздыванием из увольнения тоже взята из жизни: в 1953 году Ярослава Смелякова, отбывавшего наказание в лагере, отпустили на встречу с друзьями за несколько километров от зоны; наутро он проспал подъём и не успевал на поверку, так что друзья помогали ему добраться до места. Мелодия, которую в течение дня напевает официантка Вера — это песня Raindrops Keep Fallin' on My Head, написанная композитором Бертом Бакараком к фильму «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». В Советском Союзе была популярна французская версия песни — Toute la pluie tombe sur moi в исполнении Саши Дистеля. В фильме также использованы фрагменты песен «Яблони в цвету» Мартынова, «Старинные часы» Паулса, «Москва — Одесса» Высоцкого с ансамблем «Мелодия» под управлением Г. Гараняна и других. Фотография покойного мужа «Дяди Миши», висящая на стене, это Вадим Спиридонов в роли Федора Савельева из кинофильма «Вечный зов». В фильме использовался телевизор фирмы Sony и один из первых видеомагнитофонов стандарта VHS японской компании Japan Victor Company (JVC), модели HR-3300. Героиня Нонны Мордюковой («Дядя Миша») демонстрирует видеомагнитофон на записи выступления мозамбикского певца Африка Симона. Играет песня Hafanana. Когда персонажи Л. Гурченко и О. Басилашвили находятся в гостях у «Дяди Миши» (Н. Мордюкова), бусы на шее последней постоянно меняют свое положение. На общих и на крупных планах они располагаются на отражения членов съемочной группы. В сцене на вокзале, где герои Гурченко и Басилашвили доедают остатки свадебного банкета, на столе то появляется, то исчезает стакан. В фильме мелькает троллейбус с номером 5450. То есть, пятый троллейбусный парк, машина номер 450. Такое количество машин могло быть только в городе с населением около двух миллионов человек. Это объясняется тем, что съёмки шли в Москве. Однако, по сюжету, это маленький провинциальный городок. Фильм очень понравился Андропову Ю. В. Считается, что после просмотра, без представления Андропов подписал указ о присвоении звания народной артистки СССР Людмиле Гурченко. Фестивали и призы 1983 — XVI ВКФ в Ленинграде: Приз за женскую роль (Людмила Гурченко), Приз за вклад в развитие советской кинокомедии (Эльдар Рязанов) 1983 — «Лучший фильм года» и «Лучшая актриса года» по опросу журнала «Советский экран» 1984 — Приз критики «Варшавская сирена» лучшему зарубежному фильму года в Польше Участие в кинофестивалях 1983 — МКФ в Каннах (Франция) 2000 — Фестиваль русского кино в Онфлёре (Франция) 2004 — КФ русских фильмов «Юниверкино» в Нанте (Франция) 2007 — Русское кино в кинотеатре «Arlequin» в Париже (Франция) 2009 — КФ «Спутник над Польшей» в Варшаве (Польша) 2010 — Фестиваль «Русское возрождение» в Сиднее (Австралия) 2012 — КФ «Спутник над Польшей» в Варшаве (Польша) Чтоб я ел вот это?! Это уже один раз ели! — Вы мегера! Из ваших рук я не стану есть до конца своей жизни! — Шурик, что я ему такого сделала? — Я бы его убил подносом! По-моему, эта курица при жизни работала официанткой в вашем ресторане. — Да, как вас